Методические рекомендации для преподавателя. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

История государства и права зарубежных стран является одной из основополагающихдля дисциплин общепрофессионального цикла. Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому преподаватель, помимо обучения теоретическим основам дисциплины, должен помочь студентам овладеть новыми для них навыками (работа с памятниками права, конспектирование лекционного материала и первоисточника, оформление научного аппарата рефератов, контрольных и курсовых работ).

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения для выработки у студентов навыков конспектирования, дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинаров преподаватель должен четко формулировать цель занятия и его основные вопросы. После заслушивания докладов или ответов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим занятиям. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы либо в традиционной форме (письменный ответ на поставленные вопросы), либо в форме тестовых заданий.

Семинар может включать в себя элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль над работой студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению данной учебной дисциплины.

При изложении материала одна из задач преподавателя – обучить студентов профессиональному понятийному аппарату, в связи с чем следует в течение лекции уделить время для записи новых терминов и их значений. На семинарских занятиях необходимо обратить внимание на формирование навыков работы с нормативными актами, толкование отдельных норм и анализ различных институтов права. Целесообразно заранее, на предшествующем занятии, рекомендовать студентам перечень памятников права, с текстами которых они должны ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам семинарского занятия.

Самостоятельная работа включает в себя написание рефератов, подготовку к контрольным работам и экзаменам, подготовку к семинарским занятиям. Рефераты могут быть написаны как по темам лекционных и семинарских занятий, так и по другим научным проблемам истории государства и права зарубежных стран. Темы рефератов студенты должны заранее обсудить с преподавателем.

В случае выбора студентом курсовой работы по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» преподаватель обязан оказать помощь в составлении плана и подборе научной литературы, проводить текущие консультации, связанные с написанием курсовой работы. Основные требования к содержанию, объему и оформлению курсовой работы закреплены в Положении РПА Минюста России о порядке подготовки и защиты курсовой работы.

По итогам каждого семестра проводится экзамен по соответствующей части дисциплины.

Методические указания для студентов

Главными формами изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются: а) лекции, б) семинарские занятия, в) самостоятельная работа.

В лекции излагаются наиболее трудные для усвоения темы, дается анализ важнейших проблем, вопросов, понятий, поэтому необходимо вести конспект, что облегчает повторение пройденного материала и организацию самостоятельной работы. Для подготовки к экзамену помимо лекционного курса необходимо ознакомиться с рекомендованной основной и, по возможности, дополнительной литературой.

Семинарские занятия проводятся по отдельным, наиболее сложным темам. Они обеспечивают: контроль преподавателем уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов и сообщений по историко-правовой проблематике; приобретение опыта публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

На семинарских занятиях по истории государства и права зарубежных стран в основном анализируются памятники права. По теме каждого семинара разработан план занятия и даны методические рекомендации. При подготовке к семинару необходимо: 1) ознакомиться с соответствующими главами учебника; 2) проанализировать конспект лекции по данной теме; в) прочитать рекомендованные документы в хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран; 3) при необходимости обратиться за консультацией к преподавателю; 4) подготовить письменные планы ответов по каждому вопросу занятия.

Для работы на семинарских занятиях абсолютно необходимо наличие у каждого студента хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, круглых столов. Конференция включает в себя выступления студентов с докладами по отдельным историко-правовым темам с последующим их обсуждением. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно текст доклада предварительно представить преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними.

Самостоятельная работа предполагает значительный труд студента с основной и дополнительной литературой по предмету. Наилучшие результаты достигаются при активной и регулярной работе в читальных залах библиотек. Как правило, уровень образования выпускника высшего учебного заведения прямо пропорционален общему количеству часов, самостоятельно проведенных за чтением книг.

Самостоятельная работа включает в себя не только подготовку к семинарским занятиям, зачетам, контрольным и экзаменам, но и научную работу – написание под руководством и контролем преподавателя курсовых работ и рефератов. Темы работ указаны в настоящем пособии. Возможен выбор и иной темы (вне рекомендуемого перечня), но по предварительному согласованию с преподавателем.

Курсовые работы по истории государства и права зарубежных стран студенты очного и очно-заочного отделений выполняют по собственному выбору. Для ее написания необходимо ознакомиться с имеющейся по данной теме литературой, составить план, который согласовывается с научным руководителем (преподавателем). План должен содержать следующие разделы: введение, в котором обосновывается актуальность темы, раскрываются цели и задачи курсовой работы; основная часть с выделением в ней глав и параграфов; заключение, в котором подводятся итоги исследования и делаются общие выводы; список использованной литературы. Оформление титульного листа и научного аппарата курсовой работы (ссылок, списка литературы, приложений) следует производить в соответствии с Положением о порядке подготовки и защиты курсовой работы, действующей в Академии. В указанном нормативно-правовом акте содержатся и правила, касающиеся прохождения проверки и защиты курсовой работы.

Студенты, обучающиеся на заочном отделении, согласно учебному плану выполняют контрольную работу, которая имеет цельюактивизацию самостоятельного изучения студентами данной дисциплины и одновременно проверку их способности применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов. Студент может выбрать любую из предложенных тем.

При подготовке контрольной работы нужно, прежде всего, изучить соответствующие разделы учебника, ознакомиться с текстом памятника права и имеющейся по избранной теме научной литературой.

Содержание работы состоит в постатейном комментарии одного из изучаемых памятников права. Контрольную работу следует построить по следующему плану: 1) введение; 2) история создания и изучения данного памятника права, система акта; 3) постатейный комментарий; 4) заключение и список использованной литературы. При написании работы следует привлекать научную литературу, что должно быть отражено в списке литературы и ссылках.

Объем работы не должен превышать 10–12 страниц. Оформление научного аппарата проводится в соответствии с Положением о защите курсовых работ. Контрольная должна быть выполнена аккуратно, без грамматических и стилистических ошибок. Не допускается механическое переписывание текста учебника и научной литературы, равно как и сокращение отдельных слов (кроме самых общеупотребительных). В конце работы следует привести список использованной литературы. Нужно пронумеровать страницы, оставить поля для возможных замечаний рецензента, подписать и указать дату выполнения работы.

Контрольную работу студентам необходимо иметь с собой при сдаче устных экзаменов по данному предмету. Экзаменатор может проверить, как студент учел замечания, сделанные в рецензии. В случае неудовлетворительной оценки студенту предлагается с учетом замечаний преподавателя вторично представить контрольную работу по той же теме до начала сессии, приложив к ней первоначальный вариант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: