Несмотря на рост интереса компании к использованию относительно низкобюджетных форм инновационной деятельности (модифицирование товара, репозиционирование, выход на новые рынки), наибольшие затраты и время приходятся на разработку и вывод на рынок совершенно новых и модернизированных товаров.
Можно выделить следующие семь основных этапов реализации инновационного проекта, объектом которого является новый продукт:
1) разработка стратегии нового продукта;
2) формирование идеи;
3) оценка альтернатив;
4) бизнес-анализ;
5) разработка и создание опытного образца;
6) маркетинговое тестирование;
7) коммерциализация.
Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
На первом этапе разрабатывается стратегия нового продукта. Основная цель данного этапа — это определение потенциального целевого рынка н стратегических целей вывода нового продукта. На этом этапе создаются лишь общие представления о будущем товаре на основе маркетинговых исследований рынка и проведения SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
|
|
Исследования инновационной деятельности компании позволяют выделить основные стратегические цели вывода на рынок новой продукции (табл. 1.2.1.)
Таблица 1.2.1. Ключевые стратегические цели вывода на рынок новой продукции
Цели | |
Внешние | Внутренние |
Сохранение рыночной доли | Завоевание имиджа новатора |
Выход на новые рынки | Новые пути использования имеющихся технологий |
Расширение целевого рынка | Обеспечение притока наличности |
Сбалансирование сезонных факторов |
Таким образом, четкое понимание целей нововведения и потенциального целевого рынка создают базу для создания целостной идеи будущего продукта — задачи второго этапа осуществления инноваций. Источниками формирования новых идей выступают потребители, отделы R&D компаний, сотрудники фирм, конкуренты.
Благодаря переходу компаний от идеологии маркетинга, направленного на достижение определенного уровня разовых продаж (transfctional marketing), к идеологии создания долгосрочных отношений с потребителями (relationship marketing) компании получили возможность более глубокого и достоверного изучения потребительских предпочтений — важнейшего источника аккумулирования новых идей. Так,
например, Потребительский центр компании Nestle («Нестле») явился источником идеи о создании «легких и полезных» хлопьев «Fitness» (за каждую идею члены Центра получают материальное вознаграждение в виде купонов, скидок и подарков).
Собственные научно-исследовательские центры, отделы R&D, венчурные подразделения компаний выступают в качество одного из основных источников новых идей. Здесь осуществляются прикладные исследования (а в крупных высокотехнологичных компаниях — и фундаментальные исследования), которые создают научную и технологическую базу для воплощения многих идей о новом продукте. В таких корпорациях, как Sony («Сони»), IBM, Microsoft, центры НИОКР представляют несколько десятков новых идей каждый месяц, многие из которых хотя и не достигают стадии коммерциализации, но формиpуют стратегический фонд инноваций.
|
|
Сотрудники фирм также являются важным источником новых идей, особенно если на фирме существует эффективная система стимулирования новаторства служащих.
Успешные инновационные проекты конкурентов, так же как и их провалы, служат источником новаторских идей. Здесь не идет речь о полном копировании продукта конкурентов. Своевременное выявление технологических и маркетинговых плюсов и минусов новинок конкурентов позволяет создавать более совершенную продукцию на основе новых идей.
На третьем этапе оцениваются альтернативные идеи. Первоначально проводится внутренняя оценка идеи по двум направлениям:
1) насколько корригирует идея нового товара с общей корпоративной маркетинговой стратегией;
2) оцениваются технические параметры будущего продукта и их адекватность имеющимся у фирмы технологическим возможностям.
При прохождении первой ступени идея подвергается внешней оценке - рыночному тестированию. На этом этапе осуществляются пробные продажи идеи (а не товара). Для данной цели используется система полевых маркетинговых исследований на основе анкетирования и интервьюирования потенциальных потребителей.
На четвертом этапе, который предваряет начало инвестирования в прототип нового товара, проводится бизнес-анализ проектов. На данном этапе рассматриваются количественные параметры проекта: расходы на производство и вывод на рынок нового товара, расчет точки безубыточности и периода окупаемости проекта, возможные финансовые риски и методы финансирования.
Пятый этап - это разработка и создание опытного образца и проведение лабораторного тестирования.
Сложные в техническом плане товары - сотовые телефоны, компьютеры, теле- и видеосистемы, сложное производственное оборудование и т.д. - потребуют серьезных временных и финансовых затрат на создание опытных образцов и их последующее тестирование.
На шестом этапе в производство запускается пробная партия товара и осуществляются пробные продажи. Здесь существуют две основные технологии тестирования: на пробных рынках и на искусственных ранках.
Пробные рынки представляют собой репрезентативные сегменты, составляющие не менее 0,5-1% целевого рынка. Товар выводят на рынок и наблюдают за качественными и количественными параметрами потребления. Основным минусом данной системы тестирования является высокая степень риска. Во-первых, у компании нет стопроцентной уверенности в том, что реальные потребители тестируемого продукта являются репрезентативной аудиторией. Во-вторых, выделяются значительные средства на производство пробной партии и ее продвижение, а в случае рыночного провала эти средства становятся чистыми убытками. В третьих, новатор теряет важное преимущество в виде временного фактора, так как у конкурентов появляется возможность копирования новинки.
В последнее время, когда временной фактор становится критическим, компании-новаторы все чаше отдают предпочтение тестированию новинок на искусственных рынках (SIМ - simulated test markets). Нa базе корпоративных научных лабораторий, отделов R&D и потребительских центров искусственно моделируются рыночные условия для продвижения нового товара.
Успешно пройденный этап маркетингового тестирования означает для новинки переход к стадии коммерциализации - заключительному седьмому этапу реализации инновационного проекта. Опытный образец запускается в серийное производство, начинает реализовываться комплекс marketing-mix, и товар начинает свой жизненный цикл на рынке.
|
|