Теоретические концепции

Демографической политикой можно считать лишь такую политику, при проведении которой государство прямо заявляет о своих демографических целях. Такими целями могут быть снижение рождаемости в Китае или повышение рождаемости в России.

Поэтому очень желательно проводить демографическую экспертизу проектов законов и постановлений по социально-экономическим вопросам. Демографы-эксперты должны предупредить государство о возможных демографических последствиях таких законов.

То есть, социальная и экономическая политика государства не имеет демографических целей, но может иметь побочные демографические последствия. Обычно эти непредвиденные последствия бывают негативными.

Между тем, именно от того, сколько родится вторых и третьих детей, и зависит характер воспроизводства населения, то есть, будет ли оно простым, расширенным или суженным, будет ли его численность увеличиваться или уменьшаться.

Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет помешает многим бабушкам ухаживать за вторыми и третьими внуками, которые рождаются как раз в это время. Многие семьи просто откажутся от рождения вторых и третьих детей потому, что не смогут рассчитывать на помощь бабушек, которая в российских условиях очень важна.

В среднем 250 детей на 100 женщин или 2,5 ребенка на одну замужнюю мать, закончившую деторождение

Даже пособия на детей, которые выплачиваются семьям во многих странах, не всегда можно считать демографической политикой. Не все пособия на детей выплачиваются с целью повышения рождаемости. Целью выплаты таких пособий может быть просто повышение жизненного уровня семей с детьми. В таком случае это будет только мерой социальной политики.

Например, во многих странах, где выплачиваются пособия на детей, неполные семьи, состоящие только из матерей с детьми, получают на каждого ребенка пособия большего размера (в России – в два раза больше), чем полные семьи, состоящие из отцов и матерей с детьми. Однако это не означает, что государство заинтересовано в увеличении числа семей без отца и в рождении детей вне брака. Наоборот, государство заинтересовано в том, чтобы у каждого ребенка были оба родителя, чтобы каждый ребенок воспитывался в полной семье. Государство платит неполным семьям больше денег, чем полным семьям, только потому, что неполные семьи обычно беднее, чем полные семьи. Это мера социальной, а не демографической политики.

Тем не менее, такая мера может иметь демографические последствия, например, увеличение числа детей, родившихся вне брака. В тех странах, где дети из неполных семей получают большие государственные пособия, рождается очень много детей вне брака. Например, во Франции таких детей 54%, а в Швеции – 56%. При этом большинство таких детей живут в фактически полных семьях вместе со своими отцами и матерями. Просто родители ребенка не оформляют брак, чтобы получать пособие. Пособие они получают за счет налогов, которые государство собирает с более честных людей. Эти люди регистрируют брак.

По мнению В.Н. Архангельского, пособия на детей можно считать мерами демографической политики в тех случаях, когда размер единовременного или ежемесячного пособия на ребенка зависит от его очередности. Если пособие на второго ребенка выше, чем на первого и(или) пособие на третьего ребенка больше, чем на второго, то такие пособия можно считать мерами демографической политики, направленными на повышение рождаемости, даже если государство прямо не декларирует эту цель.

С этой точки зрения, «материнский капитал», безусловно, является мерой стимулирования рождаемости, поскольку на первого ребенка он вообще не предоставляется.

Однако для населения не имеет значения, с какой целью государство платит пособия на детей. Для населения важен лишь размер этих пособий и условия их предоставления. Поэтому социальная политика может иметь даже больший демографический эффект, чем собственно демографическая политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: