Задание 2. Ко времени возникновения демографии уже существовала этнография. Но эти науки не стали дополнять или дублировать друг друга. Приведите три или более отличий демографии от этнографии
Задание 3. Главным источником сведений о народонаселении являются переписи населения. Во все времена и во всех странах переписи населения пытались провести в соответствии со следующими принципами:
Принцип переписи населения | Содержание и значение принципа. Раскройте содержание принципа и оцените его значение для получения достоверных данных |
1. Принцип централизации управления переписью | |
2. Принцип регулярности проведения переписи | |
3. Принцип привлечения счётчиков и регистраторов | |
4. Принцип одномоментности переписи | |
5. Принцип использования переписных листов (программы переписи) | |
6. Принцип всеобщности охвата переписью | |
7. Принцип конфиденциальности | |
8. Принцип самоопределения опрашиваемого |
Задание 4. В промежутках между переписями населения необходимо проводить текущий учёт населения – сбор, накопление, обновление информации об изменениях в народонаселении. Эти сведения содержатся в актах, регистрах, книгах, картотеках и других каталогизированных источниках. Приведите примеры таких источников и дайте характеристику сведениям, которые в них содержатся.
Источники сведений о текущем движении населения | Сведения о текущем движении населения, содержащиеся в этих источниках. |
1. 2. 3. |
Задание 5. Ниже приведены некоторые данные о результатах переписей населения в России в течение последних пятидесяти лет. Дайте характеристику приведённым сведениям, ответив на вопросы под таблицей
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Определите максимумы численности населения в границах современной России за последние пятьдесят лет по отдельным группам и суммирующим показателям? 2. Какими особенностями отличалось соотношение городского и сельского населения в разные годы? Отметьте момент, когда соотношение городского и сельского населения менялось особенно заметно (Подготовьте устный ответ по вопросам) 3. Дайте определения наличному населению 4. Дайте определение постоянному населению |
Задание 6. Переписи населения являются первичными источниками сведений о народонаселении. Ниже приведен пример вторичного источника сведений. Дайте определение вторичным источникам
Вторичные источники (определение) – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пример вторичного источника
1. Каковы основные признаки вторичности данного источника сведений о народонаселении? 2. Какие из приведённых значений имеют наибольшее аналитическое значение? 3. Какие из приведённых сведений имеют наибольшее прогностическое значение? (Подготовьте устный ответ) |
Задание 7. Современная демография включает несколько направлений в исследованиях. Дайте характеристику тем направлениям, которые приведены ниже.
Направление демографии | Пример | Характеристика (Приведите общую характеристику на основе соответствующего примера. Занесите характеристику в соответствующую графу) |
1. Теоретическая демография | Экономическая демография | |
2. Прикладная демография | Военная демография | |
3. Статистическая демография | Демографические источники | |
4. Региональная демография | Территориальная организация населения | |
5. Демографическое прогнозирование | Миграционная политика | |
6. Основы демографической политики | Концепция демографической политики РФ |
Задание 8. Ниже приведена выдержка из Концепциипо подготовке и проведению переписи населения 2010 года и образец переписного листа. Воспользуйтесь этими материалами для анализа (см. последнюю графу) |
Лица, подлежащие переписи населения –граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств (статья 4 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»). Единица наблюдения переписи населения - домохозяйство.Под домохозяйством понимаются лица, проживающие в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающие себя продуктами питания и другими необходимыми средствами существования, объединяя полностью или частично свои доходы. Домохозяйство может состоять из одного человека. Домохозяйства подразделяются на частные домохозяйства, коллективные домохозяйства и домохозяйства бездомных. К частным домохозяйствам относятся домохозяйства, проживающие в жилых помещениях – квартирах, индивидуальных домах, общежитиях, других жилых помещениях и нежилых помещениях, приспособленных для жилья. К коллективным домохозяйствам относятся лица, постоянно живущие в учреждениях социального и медицинского обслуживания, в казармах, местах заключения, религиозных организациях. К домохозяйствам бездомных относятся лица без определенного места жительства |
Анализ. 1. Какую категорию населения предстоит переписать и исчислить в 2010 году? 2. Какие принципы и характерные черты переписи населения соблюдены в приведённом проекте переписного листа? Обоснуйте свой вывод. 3. Какие сведения о лице во время переписи считаются наиболее важными? Какие демографические сведения совсем не учитывает переписной лист? 4. Переписной лист использован в 2008 году. Как называлась перепись 2008 года и можно ли считать подобную перепись текущим учётом населения? |
Задание 1. Воспроизводство населения – процесс постоянного возобновления поколений. Воспроизводство – суммарный итог разнонаправленных демографических процессов: одни из них увеличивают численность людей или их отдельных групп, другие направлены на сокращение численности населения или его отдельных групп. Разнонаправленные демографические процессы называются движением населения. В демографии наиболее изученным вариантом движения является естественное движение населения. Приведите примеры естественного движения населения в бланке таблицы.
Примеры демографических процессов, определяющих естественное движение населения | Содержание (краткая характеристика) демографических процессов |
1. 2. 3. . . . |
Задание 2. Измерители демографических процессов разнообразны в той же степени, что и сами демографические процессы. Тем не менее, их можно условно разделить на показатели абсолютные и относительные. Предложите определения абсолютных и относительных способов оценки количественных изменений народонаселения так, чтобы показать их принципиальные отличия.
Абсолютные показатели (Отметить принципиальные отличия от других способов измерений) | Относительные показатели (Отметить принципиальные отличия от других способов измерений) |
Ниже приведен пример статистического материала, характеризующий уровень образования в России. Определите тип измерителя, использованный в этом примере, и аргументируйте свой выбор в графе «Аргументация ответа» | |
Аргументация ответа. |
Задание 3. К относительным демографическим показателям относятся коэффициенты. Применительно к численности населения чаще используются коэффициенты, отражающие темп роста (Кр) и темп прироста (Кп):
Рt
Кр = ------- × 100%, где Рt – численность населении
Р0 на конец измеряемого периода
(года), Р0 – числ. населения на на-
чало измеряемого периода.
(Рt _– Р0)
Кп = --------------- × 100%, где Рt – численность населении
Р0 на конец измеряемого периода
(года), Р0 – числ. населения на на-
чало измеряемого периода.
Используйте эти коэффициенты для расчета темпов роста и темпов прироста народонаселения
Изменение численности населения РФ
в 1992-2006 гг.
(по данным Федеральной службы государственной статистики)
Годы | Численность населения на начало года (тыс. чел.) | Численность населения на конец года (тыс. чел.) | Кр | Кп |
147 665,1 | 148 273,7 | |||
148 273,7 | 148 514,7 | |||
148 514, 7 | 148 561, 7 | |||
148 561, 7 | 148 355, 9 | |||
148 355, 9 | 148 459, 9 | |||
148 459, 9 | 148 291, 6 | |||
148 291, 6 | 148 028, 6 | |||
148 028, 6 | 147 802, 1 | |||
147 802, 1 | 147 539, 4 | |||
147 539, 4 | 146 890, 1 | |||
146 890, 1 | 146 303, 6 | |||
146 303, 6 | 145 649, 3 | |||
145 649, 3 | 144 963, 6 | |||
144 963, 6 | 144 168, 2 | |||
144 168, 2 | 143 474, 2 | |||
143 474, 2 | 142 753, 5 | |||
142 753, 5 | 142 192, 3 | |||
Предложите свой анализ информации, полученной с помощью коэффициентов: |
Задание 4. Смертность в разных половых и возрастных группах заметно отличается. На основе приведённого ниже спектра смертности в России предложите свой анализ динамики смертности по приведённому плану.
1. В каких единицах исчислена смертность? |
2. Младенческая смертность велика. С какими возрастными группами у женщин и мужчин она одинакова по числу умерших? |
3. Смертность в группе мужчин всегда больше, чем в группе женщин. В каких возрастных группах эта разница наибольшая? |
Задание 5.На рисунке приведён «русский крест» – особое демографическое понятие, которое отражает смену демографических процессов по изменению численности городского и сельского населения в России. В графе Анализ приведите свой отчёт о сущности «русского креста», о его причинах, временных рамках, возможных перспективах и т.п. |
Анализ: |
Задание 6.Один из демографических показателей качества жизни населения – динамика показателя образованности людей. В приведённом материале найдите ответы на вопросы, предложенные под рисунком. |
1. Уровень образования – важный показатель качества населения. Он также влияет на многие социально-демографические процессы. На какие? Как влияет? 2. Какие уровни образования стали более популярными у населения за последние 30 лет? 3. Какие уровни образования претерпели минимальные изменения по числу получивших это образование людей? 4. Какие коррективы необходимо внести в демографическую политику и политику в сфере образования или такие коррективы не нужны? (обоснуйте ответ) |
Задание 7. Динамика брачного состояния населения является вспомогательным показателем для оценки таких процессов, как рождаемость, оседлость, возрастной состав населения и т.п. Воспользуйтесь данными для ответа на предложенные ниже вопросы. |
1. Дайте определение понятию брачного состояния, брачности, брачному возрасту и бракоспособности. 2. 2. Оцените степень динамических изменений брачного состояния в категориях «выраженная/невыраженная динамика» в каждой группе 3. Определите уровень достоверности приведённых данных на основе собственных критериев. |
Задание 8. Изменения в соотношении численностей группы мужчин и женщин в составе населения учитывается как косвенный фактор при анализе некоторых демографических показателей, социальных и экономических прогнозов и т.п. Воспользуйтесь приведёнными данными для выполнения предложенных ниже заданий. |
1. Докажите, что соотношение женского и мужского населения связано с процессом урбанизации 2. Объясните заметную диспропорцию 1959 года как последствие социально-политических событий. 3. Попытайтесь обосновать тренд 1989 – 2002 гг по стабилизации в соотношении мужской и женской групп населения. |
Задание 9. Средняя продолжительность жизни и ожидаемая продолжительность жизни – демографические процессы, которые считаются признаком благополучия/неблагополучия демографической ситуации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Приведите определения средней продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности жизни при рождении в такой форме, чтобы показать основное различие этих демографических показателей 2. Приведите свои объяснения низким и самым высоким показателям ожидаемой продолжительности жизни в России за последние сто лет 3. Приведите пример использования этого показателя в демографической политике, экономике, медицине. |
Задание 10. Младенческая смертность– демографический показатель, который в значительной степени влияет на среднюю продолжительность жизни и среднюю ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Ниже приведены показатели младенческой смертности и задания для анализа картографического материала |
Анализ: 1. Дайте определение младенческой смертности как демографическому показателю. 2. Определите единицу измерения младенческой смертности в легенде к карте. 3. Определите регионы с максимальной и минимальной младенческой смертностью и приведите свои аргументы в обоснование вывода о возможных причинах высоких значений этого показателя |