Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

Право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа предусмотрено ст. 137 и ст. 138 НК РФ и включает в себя:

- право обжаловать ненормативные акты налогового органа, неправомерные действия (бездействие) должностных лиц непосредственно в суд, не обращаясь в вышестоящие налоговые органы;

- право подавать такие жалобы одновременно и в суд, и в вышестоящие налоговые органы;

- право обжаловать также и нормативные акты налоговых органов.

Необходимо отметить, что согласно п. 48 Постановления ВАС РФ N 5 при применении ст. 137 и ст. 138 НК РФ судам надлежит исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Порядок защиты прав и законных интересов лиц, в том числе налогоплательщиков (плательщиков сборов), определяется не только в НК РФ, но и в иных федеральных законах, а именно:

- в специальном Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <1> (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ, далее по тексту - Закон РФ "Об обжаловании в суд");

- в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <1> (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 16 марта 2006 г. N 41-ФЗ, далее по тексту - КоАП РФ);

- в главе 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <1> (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ, далее по тексту - ГПК РФ);

- в главах 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <1> (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ, далее по тексту - АПК РФ);

- в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ <1> (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 3 марта 2006 г. N 33-ФЗ, далее по тексту - УПК РФ);

- в Таможенном кодексе Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ <1> (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 18 февраля 2006 г. N 26-ФЗ, далее по тексту - ТК РФ).

Так, например, в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно возложена на гражданина какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с указанным Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, за исключением:

- действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

- действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Помимо этого, в нормах КоАП РФ прописаны гарантии прав и свобод лиц (в том числе плательщиков налогов и сборов), которых подвергли мерам административного наказания, заключающиеся в следующем:

- в презумпции невиновности лица (ст. 1.5 КоАП РФ);

- в строгом соблюдении законности (ст. 1.6 КоАП РФ);

- в систематическом контроле со стороны вышестоящих органов за правильностью наложения административного взыскания (ст. ст. 1.2, 1.3 КоАП РФ);

- в невозможности придания обратной силы актам, повышающим ответственность (ст. 1.7 КоАП РФ);

- в невозможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: