Одновременно из группы вопросов

Внимание! В некоторых случаях правильным является выбор нескольких ответов

ТЕСТ № 7 ПО ФИЛОСОФИИ

Методология обществоведческого познания

Семинарское занятие № 7

Время 2 часа

Цель занятия: сформировать представления о тесных исторических связях формирования современной философии науки с философией истории и с научным обществоведением XVIII– XIX вв.; показать ограниченность научного обществоведения, историческую оправданность методологически корректной философии истории в настоящее время; показать несовместимость научного обществоведения и современной философии истории с историософскими притязаниями.

Доклад: «Материалистическое понимание истории – методологическое основоположение обществоведения».

Дискуссионные вопросы:

  1. Актуально ли в настоящее время материалистическое понимание истории?
  2. Имеет ли в настоящее время историческое оправдание философия истории?
  3. Преодолима ли склонность научного обществоведения и философии истории к злостным идеологизациям?
  4. Что можно противопоставить методологии историцизма в современном научном обществоведении?
  5. Как относиться к прогрессизму, который является мировоззренческим и методологическим основоположением общественных наук?
  6. Имеют ли право методологически зрелые обществоведение и философия истории претендовать на решение историософских вопросов?

Общее тестирование по темам семинарского занятия 7.

Литература

  1. Абачиев С. К. Современное введение в философию. (Курс лекций.), с. 171–293.
  2. Канке В. А. Основы философии. (Учебник.), с. 118–132.
  3. Канке В. А. Философия. (Учебник.), с. 243–252.
  4. Философия. (Учебник.) / Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова, с. 310–361.
  1. , с. 458–472.
  2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. (Учебник.), с. 202–343.

1. Материальность объектов общественных наук:

1. Точно того же качества, что и материальность объектов естествознания.

2. Принципиально отличается от материальности объектов естествознания.

3. Отчасти такая же, как и у объектов естествознания, отчасти своеобразная.

2. Первая особенность материалистической методологии обществоведения:

1. Тесно связана с интенсивным развитием общественных процессов во времени.

2. Тесно связана с очевидной материальностью экономических аспектов общественной жизни.

3. Вторая особенность материалистической методологии обществоведения:

1. Подчёркивает, что материальными являются только экономические аспекты общественной жизни.

2. Подчёркивает, что объективные законы развития общественных процессов могут быть родственными и даже подобными законам человеческого мышления.

4. Субъективно-целевая деятельность людей в обществе:

1. Сложным образом подчинена объективным надличностным факторам общественной жизни, всесторонне ими определяется и регламентируется.

2. Подчиняет себе объективные надличностные факторы общественной жизни, потому что деятельность людей, преследующих свои цели, - это структурная первооснова всех общественно-исторических процессов.

5. В роли субъектов общественно-исторических процессов могут выступать:

1. Только конкретные человеческие личности, ставящие перед собой цели и стремящиеся к их достижению.

2. Только человеческие коллективы единомышленников, устремлённых к общим целям.

3. Как отдельные люди, так и социальные группы и социальные институты.

6. Примерами субъективных факторов общественной жизни могут служить:

1. Средневековый проект полёта на Луну на воздушной повозке, в которую запряжена тысяча диких гусей.

2. Проект К. Э. Циолковского процветания человечества в поясе космических поселений вокруг Солнца.

3. Программа американских полётов на Луну «Аполлон», провозглашённая Президентом США Дж. Кеннеди в 1961 г.

4. Накопление семьёй денег на покупку квартиры.

5. Инфраструктура жилья в городе, в котором эта семья намерена приобрести квартирую

6. Номенклатура специальностей, которые дают вузы России.

7. Предстоящее лицензирование ИСЭПиМ факультета информационных технологий.

8. Могут ли быть одновременно верными ответы 1, 2, 7?

9. Могут ли быть одновременно верными ответы 3, 4, 7?

7. Примерами объективных факторов общественной жизни могут служить:

1. Выбор пассажиром поезда, на котором он намерен доехать до нужного ему города в нужный срок.

2. График движения поездов на железной дороге, по которой намерен ехать пассажир.

3. Государственный образовательный стандарт деятельности факультетов ИСЭПиМ.

4. Решение студента юридического факультета ИСЭПиМ после 1-го курса перевестись на факультет «Связи с общественностью».

5. Желание жены иметь семейный особняк с садом.

6. Семейный бюджет, который не позволяет приобрести или построить такой особняк.

7. Могут ли быть одновременно верными ответы 1, 4, 5?

8. Могут ли быть одновременно верными ответы 2, 3, 6?

9. Могут ли быть одновременно верными ответы 1, 2, 4?

8. Свобода субъектов общественной жизни в достижении своих целей:

1. Решающим образом зависит от их целеустремлённости, волевых качеств в достижении своих целей.

2. Решающим образом зависит от тех объективных факторов, которые им предлагает общество.

3. Суть познанная субъектом общественная необходимость, под которую он должен систематически подстраивать достижение своих целей.

4. Суть способность субъекта решительно перестраивать те объективные факторы общественной жизни, которые его не устраивают и мешают достижению его целей.

5. Могут ли быть одновременно верными ответы 2 и 3?

6. Могут ли быть одновременно верными ответы 1 и 3?

7. Могут ли быть одновременно верными ответы 2 и 4?

9. Объективные факторы общественной жизни:

1. Могут быть только объективными.

2. Могут быть одновременно и субъективными.

10. Для успешного анализа взаимодействия объективных и субъективных факторов общественной жизни первостепенно важно:

1. Рассуждать только в ключе первичности субъективных факторов, потому что вся история человечества в конечном счёте складывается из субъективно-целевой деятельности отдельных людей, социальных групп и социальных институтов.

2. Рассуждать только в ключе первичности объективных факторов, потому что объективные общественно-исторические процессы обычно более масштабны и длительны по сравнению с субъективно-целевой деятельностью социальных групп, не говоря о деятельности отдельных людей.

3. Чётко определиться в том, какие именно конкретные субъективные и объективные факторы общественной жизни должны систематически исследоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: