Состав вече

Происхождение и эпохи развития.

А) первая эпоха.

Вече имеет такое же древнее происхождение, как БД и княжеская власть. О нем на Руси говорят еще византийские источники 6 века. Однако этот Прокопий описывает еще не вече, а только племенные сходки славян. Однако эти общеплеменные сходки невозможно сохранить при оседлости и расширении территории. вскоре они были заменены сходками старейшин.

Б) вторая эпоха.

В 9-10 веках вече находится в процессе переход от племенного к городскому. Лучшие люди земли сходятся в город и при жителях обсуждают земские вопросы. Собрание всех взрослых мужчин уже не возможно. Владимир созывает в Киев некое подобие общеземской думы, которая фактически включает в себя и БД и вече. Активная роль лишь у бояр и старейшин. Остальные должны просто согласиться и исполнить. Именно такое собрание в 987 году решило отправить гонцов по разным странам для выбора веры.

В) третья эпоха.

11-13 века. это эпоха выделения вечевой формы власти в самостоятельную (собрание простых горожан) и развитие ее прав. Это совпадает со временем установления власти старших городов. в эту эпоху сформировались основные правила состава и прав вече.

Вече классически состоит из граждан старшего города. Созывать туда же все пригороды и волости было бы очень проблематично в силу больших территорий и оперативности сбора вече (в тот же день или на следующий). Идея всенародного участия о власти сохраняется, поэтому любой свободный пригорожанин теоретически может стать участником вече, но такое участие обычно случайно и не необходимо. Пригородные вече не имели политической власти и решали только местные дела. Однако в некоторых ситуациях политическая власть могла быть перенесена на пригородное вече, и тогда в нем участвовали и лучшие люди старшего города. (случай в Друцке - пригороде Полоцкой земли - в 1159 г., когда дрючане вместе с половчанами принимают нового князя, так как в старшем городе сидит и не уступает свою власть прежний, сменяемый князь)

Вече состоит из всех граждан города. Главная масса – простые граждане, «люди». Также участвовали и меньшие люди, черные, смерды. Однако необходимо быть полноправным гражданином: свободным совершеннолетним мужчиной, не подчиненным семейной власти. Это демократическая форма власти, поэтому основное право голоса не у старейшин, а у народа вообще. Также участвуют духовные лица (на вече 1147 году в Киеве председательствовал митрополит). Также на вече присутствовал князь (если оно не направлено на борьбу с ним).

Таки образом, вече представляет не просто интересы простого населения, а фактически имеет общеземскую власть, так как сочетает народ, бояр и князя. Его цель не борьба этих слоев население, а, напротив, единение.

4. Кто собирает вече?

Обычно – князь, или другие высокопоставленные лица по его распоряжению. Также вече может собрать сам народ и пригласить на него князя (при переворотах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: