Возрастающее значение транспортной инфраструктуры

Ни у кого из специалистов не вызывает сомнения тот факт, что активный территориальный рост и развитие городов осуществляются вдоль главных транспортных коммуникаций. В соответствии с материалами Ассоциации регионального плана Нью-Йорка жилая застройка в районе Нью-Йорка будет в основном локализоваться вдоль железных дорог и автомагистралей. В процессе реконструкции города особенно активно осваи­ваются территории, прилегающие к главным узлам транспортно-ком-муникационной сети. Эти территории — потенциальный резерв для развития системы общегородского центра. Практически вся систе­ма общественного обслуживания в современном городе формируется на основе непосредственной связи торгово-обслуживающих объектов с узлами транспортных коммуникаций — вокзалами, станциями мет­ро, перекрестками городских магистралей.

Естественно, что проблемы городского транспорта существен­но усложняются по мере территориального роста города. Если мы подчеркиваем фундаментальную, основополагающую роль транспорта в ряду этих проблем, то лишь но той причине, что от его организации самым непосредственным образом зависит комфорт (а теперь и сама возможность) активной жизнедеятельности насе­ления в условиях города, необычайно далеко раздвинувшего свои границы. Увеличение расстояний, которые необходимо преодолеть, чтобы попасть на работу в центр города или выехать за его пре­делы, может быть компенсировано лишь увеличением скорости пере­движения, а это может быть достигнуто в свою очередь только за счет использования средств транспорта. Решающим фактором для жителя крупного современного города становится уже не расстоя­ние само по себе, а время, которое надо затратить для его пре­одоления.

По сути дела аналогичная мысль лежит в основе активно обсуждаемых предложений заменить понятие «радиус обслуживания» более совре­менным и широким понятием — «время доступности от места дея­тельности человека» [34]. В методических рекомендациях по рекон­струкции городов транспортная доступность названа в числе основных планировочных критериев «для определения территориаль­ных границ системы взаимосвязанных населенных мест» [51, с. 36]. Затраты времени на поездки к местам работы рассматриваются как один из решающих факторов при сравнении вариантов расселения.). А. М. Якшин разработал по­лучивший широкую известность графоаналитический метод оценки планировочного состояния города по транспортным критериям [46]. В соответствии с этим методом свойства планировки поставлены в зависимость от характеристики размещения главного транспортного узла и, следовательно, от затрат времени на его транспортную доступность.

Так или иначе, транспорт формирует по сути дела фактическую пространственно-временную структуру городской активности. По сравнению с этой, так сказать «двумерной» структурой, тради­ционная «одномерная» планировка, основанная на чисто простран­ственных отношениях между отдельными участками или функциональ­ными зонами города, представляется сегодня необоснованным упро­щением и искажением реальной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: