Сто лет назад Ф. Ф. Петрушевский разъяснил,
что колорит картины — результат многих причин.
Причины, от которых зависит ощущение колорита,
можно разделить на две группы: объективные и
субъективные. К первым относится наличие тех
или иных красящих веществ на палитре художни-
ка, характер световых излучений в природе в той
или иной местности в разное время суток и при
разной погоде, в помещении или на воздухе.
К субъективным причинам следует отнести, в ос-
новном, причины, связанные с состоянием зритель-
ного анализатора, а именно: здоров ли глаз, обла-
дает ли он нормальным цветоощущением, если есть
нарушения цветоощущения, то каковы они — врож-
денные или приобретенные.
Нечувствительность к тому или иному светово-
му излучению (цвету) не такое уж редкое явление.
Еще П. П. Чистяков задавал вопрос, отчего каж-
дый художник дает свой оттенок в колорите?
У человека может быть полное отсутствие цве-
тоощущения (врожденное), часто встречается не-
чувствительность к красному (дальтонизм) или к
зеленому. Может быть ослабленная чувствитель-
ность к сине-фиолетовой части спектра, встречают-
ся и другие виды частичной цветовой слепоты.
Английский ученый Джон Дальтон (1766—1844)
признавался, что он считает голубыми розу, фиал-
ку и многие виды гераниума, а пятно обыкновен-
ных чернил на бумаге представляет для него такой
же цвет, как и лицо особы с цветущим здоровьем.
Пятно крови казалось ему похожим на темнозеле-
ное бутылочное стекло. Чулки, забрызганные крас-
ной краской или испачканные грязью, казались ему
одного и того же цвета, а красные ягоды или виш-
ни— такого же цвета, как и листья. Великий Гёте,
неутомимый натуралист и художник, более 20 лет
своей жизни посвятил изучению цвета. По его
просьбе был написан в виде опыта пейзаж без
всякого употребления голубой краски, так как она
была заменена красной. Зрители, нечувствительные
к красному цвету, не находили колорит этого пей-
зажа неестественным.
|
|
Еще в конце прошлого века Ф. Ф. Петрушев-
ский задавался вопросом, не происходит ли раз-
личие колорита картин разных художников от не-
одинаковости цветовых ощущений у их авторов.
И. Е. Репин описывал, что художники-передвижни-
ки использовали прибор для измерения чувстви-
тельности глаза к тонким нюансам цветовых тонов,
изобретенный Д. И. Менделеевым и Ф. Ф. Петру-
шевским. Оказалось, что А. И. Куинджи побил
рекорд чувствительности до идеальных точностей,
а у некоторых художников чувствительность отсут-
ствовала вообще.
В прошлом, когда способов проверки цветоощу-
щения не существовало, человек мог прожить всю
жизнь, не замечая, что он ощущает цвет не так,
как все. В наше время, когда деятельность челове-
ка связана с транспортными средствами, с необхо-
димостью точно распознавать цвета, без проверки
цветоощущения обойтись нельзя. Для этой цели
лучшими считаются «Полихроматические таблицы
|
|
для исследования цветоощущения», разработанные
профессором Е. Б. Рабкиным, которыми снабжены
сейчас все кабинеты глазных болезней поликлиник.
Е. Б. Рабкину как-то встретилось восторженное
описание у французского живописца Э. Фроманте-
на (1820—1876) картины средневекового фламанд-
ского художника Генриха де Блеса «Искушение
святого Антония». Фромантен объявил необычные
краски картины новым словом в живописи, а де
Блеса — предвестником импрессионизма. Рабкин
показывает своему пациенту-художнику черпо-бе-
лую репродукцию с картины де Блеса и просит сде-
лать цветную в манере той эпохи и школы. Паци-
ент-художник был протапоп. Он принес картину,
которая по цвету абсолютно совпала с описанием
Фромантена. «Новатор» был развенчан.
Пятидесятилетний художник-педагог, если у
него хрусталик уже пожелтевший, увидит натуру в
ином колорите, нежели его двадцатилетний ученик.
П. П. Чистяков никогда не брал в руки кисть, что-
бы поправить этюд своему ученику. Когда И. Е. Ре-
пин реставрировал повреждения картины «Иван
Грозный», Грабарю пришлось на второй день
смыть записи автора и реставрировать картину за-
ново. Краски Репина «выпадали» из колорита кар-
тины, они были сине-фиолетовые.
Помутнение роговицы или внутриглазной жид-
кости, повышение внутриглазного давления, недо-
статок в организме человека витамина «А» — все
это может приводить к ослаблению или наруше-
нию цветоощущения. Если признать данные иссле-
дований нарушения цветоощущения правильными,
то на один миллиард людей 80 миллионов страда-
ют различными нарушениями цветоощущения. К со-
жалению, никто не проверял, сколько художников
с нарушением цветоощущения в секции живописи
Союза художников СССР, сколько их заседает в
художественных советах и сколько искусствоведов,
пишущих о живописи, ощущают колорит «несколь-
ко по-иному».
Задуманный колорит — это высшая форма ко-
лоризма, когда художник для выражения своей
идеи сочиняет, строит, компонует колорит, заранее
планируя и предвидя его воздействие на зрителя.
По натуре нужно только проверить верность ощу-
щения, но не пытаться «скопировать» ее. Гёте гово-
рил, что гармонию надо искать в человеческом
глазе, а Н. П. Крымов утверждал, что все искус-
ство у живописца в глазах.
Учить ощущать цвета нет надобности, так как
это происходит само собою, если глаз здоров.
Учить правильно ощущать цвета людей с нарушен-
ным цветоощущением — дело бесполезное. Нужно
учить правильно смотреть на натуру, ставить глаз,
вырабатывать суждение о тех ощущениях, которые
возникают от действия световых волн на сетчатку.