Разжижители масляных красок

Лаки

Краски для работы при сильном морозе

При работе масляными красками в зимних условиях, на сильном морозе, писать ими почти невозможно, так как паста красок быстро затвердевает. Поэтому надо подготовить обычные масляные краски в свинцовых тубах. Не отвинчивая крышечку тубы, а только развернув кромку нижнего её конца, выдавливают пасту краски на стекло и смешивают её с небольшим количеством мастиксового или даммарного лака, таким образом, чтобы паста по своей консистенции напоминала сметану. Затем расправляют тубу, закладывают в неё приготовленную пасту и снова плотно заворачивают кромку.

Работая этими красками на пленэре, их разжижают бензином высокой летучести. Необходимо иметь в виду, что на морозе свыше 30° C масляная краска густеет, а при попадании в неё снега становится твердой, как камень. Бензин же дополнительно разводит уже разжиженные лаком краски, и если он плохо улетучивается, то красочный слой оказывается подвижным и стекает с холста, как только этюд или картина попадают в теплое помещение. Во избежание этого холст с мороза надо некоторое время подержать в прохладном месте, а уж потом вносить в теплое помещение.

Работая на морозе масляными красками, важно иметь достаточный запас кистей, чтобы часто заменять их 1.

1 — Из опыта работы масляными красками известного полярного летчика и художника В. И. Масленникова.

Лаки представляют собой растворы смол в масле, скипидаре, петроле и других растворителях. В зависимости от характера растворителя лаки подразделяются на масляные, скипидарные и составы на лаковом керосине. В масляной живописи употребляют преимущественно скипидарные и гораздо реже масляные лаки. Лаки бывают живописные и покровные.

Живописные лаки. Так называются лаки, добавляемые в масляные краски для улучшения их живописных свойств и ускорения высыхания. Обычно их приготовляют из мягких натуральных смол: терпентина сибирской лиственницы, фисташковой смолы (мастикса) и можжевеловой смолы (сандарака), растворенных в лиственничном скипидаре. В отдельных случаях живописные лаки изготовляют из этих же смол, а также янтаря и копала на облагороженном уплотненном масле и употребляют их в качестве добавок к связующему веществу масляных красок — маслу.

Хорошего качества живописный лак можно приготовить из смолы сибирской лиственницы, сибирской пихты или из смолы фисташкового дерева, произрастающего в Таджикской ССР. Эти смолы добывают, делая глубокий надрез на коре дерева. Смолу надо собрать, расплавить, на огне и очистить от всякого сора, процедив в горячем виде через металлическое сито или в крайнем случае через марлю. Очищенная, расплавленная смола тонкой струей выливается в очень холодную воду. Образовавшиеся при этом капельки смолы собирают и просушивают на доске. Полученную таким образом чистую смолу растворяют в слегка подогретом скипидаре или масле 1.

При изготовлении живописных лаков надо пользоваться только терпентинным скипидаром, полученным из сибирской лиственницы, и совершенно не следует употреблять имеющиеся в продаже обычные сосновые или еловые скипидары, носящие название очищенных, или аптечных, так как приготовленные на них лаки придают краскам коричневатость или вызывают их почернение.

Лучшими живописными лаками являются мастиксовый, представляющий собой раствор фисташковой смолы в терпентинном лиственничном скипидаре, и терпентинный, полученный путем растворения в терпентинном скипидаре смолы сибирской лиственницы. Для улучшения живописных качеств этих лаков в них добавляют небольшое количество (около 1/10 по отношению к основной смоле лака) можжевеловой смолы, усиляющей блеск, прозрачность и прочность лака. Оба вида этих лаков вполне приемлемы для разжижения масляных красок, в особенности в тех случаях, когда живописная поверхность картины должна быть не матовой, а блестящей.

Существующий в продаже мастично-акриловый лак, в состав которого входит в незначительном количестве фисташковая смола и большая доля акриловой смолы, для живописных работ не рекомендуется, так как сообщает живописному слою и краскам неприятный, с синеватым оттенком стекловидный блеск и жесткость. Выпускаемый промышленностью копаловый масляный лак, отличающийся довольно темной, золотисто-коричневой окраской, нужно использовать в живописи очень осторожно, так как неумеренное его применение способствует потемнению красочных слоев. В особенности сильно темнеют от него краски светлых тонов.

Покрывные лаки. Они применяются для покрытия законченной, хорошо просохшей и полностью отвердевшей масляной живописи. Получают их растворением фисташковой смолы в терпентинном скипидаре. Нередко художники пользуются также даммарным лаком, получаемым растворением импортной даммарной смолы в скипидаре. Но этот лак во многом уступает фисташковому, так как его пленка из-за присущих даммаре свойств способна тускнеть и приобретать белесоватость.

Слегка подогретые покровные лаки наносят на поверхность картины тонким и ровным слоем, пользуясь пульверизатором или мягкой щетинной кистью. Выполненные масляными красками картины можно покрывать лаками не ранее, чем через год после окончания работы, так как до этого их красочные слои не успевают достаточно просохнуть. Для удаления осевшей на картину пыли перед покрытием лаком ее следует осторожно протереть ватным тампоном, слегка смоченным в скипидаре.

1 — Нагревание растворителя надо производить в водяной или песчаной бане.

Для разжижения масляных красок с целью придания им удобной для работы консистенции пользуются различными средствами:

1) обыкновенным скипидаром, получаемым перегонкой смолистых частей древесины сосны и ели или сухой перегонкой смолья. Этот скипидар вызывает сильное пожелтение, а затем и потемнение живописно-красочного слоя;

2) терпентинным скипидаром, получаемым перегонкой живицы (смолистого сока) сосны или ели. Он также способствует пожелтению и потемнению живописно-красочного слоя (разбавитель № 3);

3) пиненом — двойной перегонки терпентинным скипидаром из живицы сосны или ели. Он, хотя и в меньшей степени, но все же вызывает пожелтение живописно-красочного слоя;

4) уайт-спиритом, или разбавителем № 2, — продуктом фракционной перегонки нефти. Это бесцветная, вполне безвредная для живописи жидкость. Но она вызывает поматовение красочного слоя при введении ее в краску в значительном количестве;

5) смесью из равных частей скипидара и уайт-спирита (разбавитель № 1), вызывающей поматовение и пожелтение живописно-красочного слоя;

6) мастиксовым лаком, приготовляемым из фисташковой смолы, растворенной в скипидаре. При его изготовлении используется еловый или сосновый скипидар, вследствие чего этот лак в известной мере способствует пожелтению живописно-красочного слоя;

7) даммарным лаком, приготовляемым из даммарной смолы на том же сосновом или еловом скипидаре. Этот лак не только способствует пожелтению красочного слоя, но из-за присущей даммаре гигроскопичности нередко вызывает помутнение красок, особенно заметное при его неумеренном применении;

8) копаловым масляным лаком, приготовляемым из копала и льняного масла. Его введение в краски в значительном количестве приводит к сильному пожелтению живописно-красочного слоя;

9) масляным разбавителем, представляющим собой продукт, пригодный для малярных целей, но не для живописи.

Особенно часто применяется разжижитель из смеси масла, скипидара и лака (даммарного или мастиксового) или же из смеси масла и скипидара. Эти крайне вредные для живописи «тройники» и «двойники» пользуются широким распространением и являются во многих случаях причинами потускнения, пожелтения, потемнения, а нередко и разрушения живописи.

Подавляющее большинство этих разжижителей используется художниками без учета состава самих красок и влияния, оказываемого на них разжижителем, а также вне зависимости от требований сохранности самой живописи.

Многие советские мастера живописи, заботящиеся о сохранности своих произведений, с большим вниманием и осторожностью относились и относятся к выбору разжижителя красок в строгом соответствии со своей техникой, а также с учетом его возможного действия на краски и влияния на сохранность первоначального колорита произведения.

Основные разжижители, употреблявшиеся отдельными мастерами живописи:

Л. В. Айвазовский Мастиксово-сандараковый и терпентинно-сандараковый лаки
В. Д. Поленов Основной растворитель: петроль (белая нефть), кроме того, светло-желтый копаловый лак на ореховом масле, терпентинно-мастиксовый лак
К. А. Коровин Мастиксовый лак, петроль
К. Ф. Юон Уайт-спирит (лаковый керосин); зимой на пленэре — отбеленное, облагороженное масло
В. К. Бялыницкий-Бируля Лаковый керосин
В. Н. Бакшеев Лаковый керосин, мастиксовый или терпентинный лак
А. В. Куприн Терпентинный скипидар + копаловый лак
П. П. Кончаловский Терпентинный скипидар (1 часть) + копаловый лак (1/4 часть)
Н. П. Крымов Отбеленное облагороженное подсолнечное масло

Лучшими разжижителями в настоящее время являются уайт-спирит и фисташковый лак, приготовленный на скипидаре сибирской лиственницы. Можно употреблять также фисташковый и фисташково-можжевеловый лаки, приготовленные на скипидаре сибирской пихты, а в отдельных случаях и на терпентинных скипидарах сибирской лиственницы и сибирской пихты, совершенно не дающих какого-либо пожелтения живописного слоя. Добавление к масляным краскам терпентинного скипидара не только разжижает их, но и способствует ускоренному и более полному просыханию красочного слоя.

Некоторые художники применяют для разжижения масляных красок очищенный керосин, предварительно несколько раз профильтровав его через слой пережженного костяного угля и ваты. Но керосином надо пользоваться с большой осторожностью, так как при его плохой очистке всегда возможно потемнение живописного слоя.

Никогда не следует разжижать краски сырым, недостаточно облагороженным маслом, так как это обычно приводит к сильному их пожелтению и вызывает потускнение красочного слоя, его сморщивание и нередко растрескивание. Помимо этого, резко нарушается и нормальный режим просыхания красочного слоя, что всегда дает самые нежелательные последствия: потускнение живописи, появление на ней пятен, пожухание красок.

Применяя тот или иной разжижитель, надо помнить, что излишнее введение его в краски всегда вредно отражается на прочности и сохранности первоначальных красочных тонов и полутонов живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: