Транспортная логистика

Транспортная логистика

Сегодня уже нельзя ограничиваться только восстановлением нарушенного массива, плодородия земель, созданием растительного покрова, а важно восстанавливать и все другие компоненты природной среды. Необходима комплексная рекультивация, а точнее, рекультивация природной среды.

Воронеж 2010

Содержание

Транспортная логистика.................................................................................................................................................................... 2

Задачи транспортной логистики........................................................................................................................................................... 2

Организация внутренних перевозок..................................................................................................................................................... 3

Методы решения транспортных задач............................................................................................................................................... 4

Метод северо-западного угла.................................................................................................................................................................. 4

Метод минимальных элементов.............................................................................................................................................................. 5

Метод Фогеля............................................................................................................................................................................................... 5

Метод Свира или метод воображаемого луча.................................................................................................................................. 6

Элементы транспортной системы внутрипроизводственной транспортировки............................................................ 7

Определение количества транспортных средств........................................................................................................................... 7

Организация и планирование перевозок............................................................................................................................................ 8

Терминальные перевозки........................................................................................................................................................................... 8

Транспортные тарифы................................................................................................................................................................................. 9

Транспортная логистика – является частью общей логистической системы и представляется собой отдельную категорию. Она сопровождает все виды логистики. Различают внешнюю и внутреннюю транспортную логистику. Внешняя присутствует в логистике закупок и распределения. Внутренняя характерна для внутрипроизводственной и складской логистики. Транспортная логистика в среднем может составлять до 50% общелогистических затрат.

Задачи транспортной логистики

1. Создание транспортных схем.

2. Планирование транспортных процессов, в том числе использование различных видов транспорта при смешанных транспортных схемах.

3. Соблюдение технологического единства транспортно-складской системы (связь с технологической спецификой производства).

4. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

5. Определение оптимального маршрута доставки.

Виды транспорта:

1. Автомобильный.

2. Железнодорожный.

3. Морской.

4. Речной.

5. Воздушный.

6. Трубопроводный.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор транспорта:

1. Время доставки.

2. Стоимость доставки.

3. Надежность доставки.

4. Частота отправления груза.

5. Способность провозить различные виды грузов.

6. Возможность доставки грузов в любую точку.

Сравнительная характеристика транспортных средств

Характер транспортных средств Достоинства Недостатки
Железнодорожный транспорт - высокая провозная и пропускная способность; - высокая регулярность перевозок; - относительно низкие тарифы; - высокая скорость доставки грузов на большие расстояния; - высокая надежность. - ограниченное число перевозчиков; - большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; - низкая доступность к конченым точкам - недостаточно высокая сохранность грузов
Автомобильный транспорт - высокая доступность; - возможность доставки от склада отправителя до склада потребителя; - высокая маневренность и возможность использования различных маршрутов и схем; - высокая скорость доставки; - возможность отправки грузов небольшими партиями. - низкая производительность; - зависимость от природных (дорожных) условий; - относительно высокая себестоимость перевозки (особенно на большие расстояния); - недостаточная экологическая чистота.
Воздушный транспорт - высокая скорость доставки; - возможность доставки в труднодоступное место; - высокая сохранность грузов. - высокая стоимость перевозок; - зависимость от погодных условий.

Организация внутренних перевозок

Грузооборот – это основной экономический показатель, характеризующий суммарный вес грузов перевозимых на предприятие за расчетный период. Обычно рассчитывается суточный грузооборот.

;

N - к-во рабочих дней в году, - коэффициент неравномерности (1,1-1,3).

Грузооборот оформляется в виде шахматной ведомости.

Пункты отправления Пункты назначения Всего отправлено грузов, т
А Б В Г  
  А          
Б          
В          
Г          
Всего прибыло грузов, т          

Грузопоток – это количество грузов в определенном направлении провозимые через данный пункт за определенный период времени. Грузопотоки различают на внешние и внутренние. Внешние характеризуют объем прибывших грузов и отправленных. Внутренние – внутри предприятия.

Грузопотоки оформляются в виде эпюр или схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов, напряженность грузопотоков и их направление. Построение эпюры начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт.

 
 


Методы решения транспортных задач

Метод северо-западного угла

  Пункты назначения Итого
Склады          
  120 7 40 8 - 1 - 2  
  - 4 10 5 130 9 - 8  
  - 9 - 2 60 3 110 6  
Итого          

Объем предложения = Объем спроса

С1=120*7+40*8+10*5+…= 3220

Метод минимальных элементов

  Пункты назначения Итого
Склады          
  - 7 - 8 160 1 - 2  
  120 4 - 5 - 9 20 8  
  - 9 50 2 30 3 90 6  
Итого          

С2=160*1+120*4+20*8+…= 1530

Метод Фогеля

  Пункты назначения Итого
Склады          
  - 7 - 8 50 1 110 2  
  120 4 20 5 - 9 - 8  
  - 9 30 2 140 3 - 6  
Итого          

Разность

1 6

1 1,1,1

1 3,1,7

Разность 3 3, 5,5 3 3, 3,3 2 7, 6 4..

Алгоритм.

1. Составляется транспортная таблица.

2. Для каждой строки и каждого столбца определяется разность между минимальным тарифом и ближайшем к нему значением другого тарифа (мо модулю). Например, строка 1 – минимальный тариф – 1, ближайшее к нему значение 2 (не зависит от расположении ячеек). Разность равна единице. Строка 2 – тариф 4 и 5 – разность 1. Определяется разность по столбцам. В случае одинаковых тарифов разность равна нулю.

3. Определяем строку или столбец с максимальной разностью. Столбец 4 максимальная разность 4. В этом столбце находят элемент с минимальным тарифом и помещают в ячейку максимальное количество груза, ограниченное спросом или предложением.

4. Определяется разность тарифов среди оставшихся строк и столбцов.

С3 = 1*50+2*110+… = 1330

В методе Фогеля используются штрафы за неверно выбранный маршрут, рассчитанные разности тарифов и являются этими штрафами.

Метод Свира или метод воображаемого луча

Решение задачи поставки материалов из n пунктов в m.

Грузоподъемность транспортного средства 2,2 тонны. Потребности пункта bi указаны в скобках. Из пункта a1 отправляется 2,05 тонны, а из пункта a2 отправляется 2,65 тонны. Согласно методу Свирра воображаемый луч выходящий из пункта a1 и двигающийся по часовой стрелке (или против) определяет пункты назначения bi входящие в маршрут.

При этом ограничением служат грузоподъемность транспортного средства. В данном случае выдерживается условие грузоподъемности для пути а1. Предполагаемый маршрут a1b1b4b2 a1. Далее задача решается методом ветвей и границ (или как задача коммивояжера). Запишем матрицу расстояний:

  a1 b1 b4 b2
a1 -      
b1   -    
b4     -  
b2       -

Матрица симметрична. l=45.

Определяется константа приведения по строкам и столбцам. Для нулевых элементов определяются штрафы по неиспользованию.

Рассмотрим пункт a2.

Первый маршрут включает только b3 b5 b8, так как их сумма включая следующий пункт b7 превышает грузоподъемность 3,05 > 2,65. Составляется матрица расстояний для пунктов a2b3b5b8 a2. И задача также решается с помощью метода ветвей и границ.

Для следующего маршрута задача решается аналогично и следующий маршрут будет a2b7b6a2.

Элементы транспортной системы внутрипроизводственной транспортировки

К внутрипроизводственным транспортным средствам относятся механизмы, оборудование, приспособления, которые служат для перемещения материалов внутри производства. Различают стационарные и нестационарные транспортные системы. Стационарные системы являются неподвижными, т.е. жестко связанными с опорой. К ним относятся лифты, подъемники, транспортеры и т.д. К нестационарным относятся средства не связанные с опорой. К ним относятся краны, транспортеры. Существуют также системы с дистанционным управлением, или так называемые безлюдные транспортные средства. В отличие от передвижных и стационарных безлюдные транспортные средства более дорогостоящи. К недостаткам относятся: низкая маневренность, как правило перемещение в двух направлениях, высокая стоимость, проблемы с разгрузкой и выгрузкой.

Определение количества транспортных средств

Определяется исходя из объемов перевозок, часовой производительности транспортных средств по формуле:

;

- коэффициент неравномерности (1,1-1,3);

- грузооборот за расчетный период;

- часовая производительность транспортного средства в течении всего расчетного периода;

- время работы.

Часовая производительность определяется:

- номинальная грузоподъемность транспортного средства;

- коэффициент использования грузоподъемности средства;

- транспортный цикл, характеризующий время на перевозку, погрузку и разгрузку.

Организация и планирование перевозок

В зависимости от условий работы предприятия со своими контрагентами различают планы перевозок:

1. по стандартным расписаниям;

2. по заявкам.

Первый вид применяется при мощных и стабильных грузопотоках. Второй при разовых или эпизодических закупках. Используются различные виды маршрутов:

- веерные, т.е. из одного пункта в несколько;

- маятниковые, т.е. из одного в один;

- кольцевые, т.е. из одного в остальные последовательно возвращаясь в исходный.

При разработке графиков работ транспортного средства необходимы следующие виды подготовительных работ:

- определение тары и обеспечение ею;

- оснащение пунктов приема грузов грузоподъемными средствами и механизмами;

- документальное оформление маршрутов движения транспортных средств.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

1. Технико - экономическое планирование. Оно состоит из составления заявок, составление календарных годовых и квартальных планов перевозок, определение общего объема погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение транспортными средствами и расчет их количества, в том числе машин и механизмов.

2. Календарные планы перевозок. Составляются на более короткий период времени (смена, неделя, месяц). Они охватывают погрузочно-разгрузочные работы, ремонт транспортных путей и средств сообщения и формирование документооборота.

3. Оперативное руководство транспортными работниками. Создается диспетчерская служба, которая координирует деятельность транспортной логистики в целом, контролирует движение транспортных средств, поставки материалов и т.д.

Терминальные перевозки

Перевозка грузов, осуществляемая через терминалы, называется терминальной. В роли организаторов таких перевозок выступают транспортно-экспедиционные фирмы, использующие универсальные или специализированные терминалы или терминалы-комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно-взаимосвязанных сооружений предназначенных для выполнения логистических операций, т.е. приема и хранение грузов, переработка комплектация и доведение до следующего пункта приема. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с одним распределительным центром.

Основные функции терминалов:

1. Маркетинговое исследование рынка транспортно-логистического сервиса.

2. Оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок.

3. Сбор и развоз грузов.

4. Краткосрочное хранение.

5. Консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и др. операции грузопереработки.

6. Информационное обеспечение.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов.

Транспортные тарифы

Транспортные тарифы – это форма цены на продукцию транспорта (оплата за перевозку грузов).

Они включают в себя:

1. Расходы по перевозке грузов.

2. Сборы за дополнительные операции связанные с перевозкой грузов и другие сборы.

На ж/д транспорте используют тарифы:

1. Общие тарифы – тарифы для железнодорожного транспорта. Это основной вид тарифа, по которому осуществляются общие перевозки грузов железнодорожным транспортом на общих основаниях.

2. Льготные тарифы – используются при перевозке грузов для определенных целей и определенных категорий перевозчиков, в том числе для самой железной дороги.

3. Исключительные – тарифы, кот. Устанавливаются с отклонением от общих тарифов в идее надбавок или скидок.

4. Местные тарифы – включающие в себя плату за перевозку и сборы, действующие в пределах данного участка железной дороги.

Автомобильные перевозки используют следующие виды тарифов:

- сдельные;

- повременные на использование транспортных средств;

- стоимость 1 т/км;

- договорные.

Оказывают влияние следующие факторы:

- класс груза;

- дальность перевозки;

- грузоподъемность и тип автомобиля

- используемое транспортное средство;

- географические условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: