Основными критериями оценки компетентностей является получение определенного результата, который оценивается либо в реальных ситуациях его достижения, либо в учебных ситуациях, имитирующих реальные, либо по результатам выполнения соответствующих учебных заданий.
В связи с этим, во-первых, должен быть определен, конкретизирован результат каждого умения, а во-вторых — те ситуации, в которых реализация этих компетентностей и результаты могут фиксироваться внешним наблюдателем. В то же время компетентности могут оцениваться и процессуально в ходе их реализации в различных практических ситуациях.
1. Экспертная оценка. Наблюдая за поведением и деятельностью учащегося в конкретной практической ситуации (дискуссия, выступление, исследование, групповая работа) по соответствующим критериям можно констатировать, владеет ли он в принципе данным умением, и каков его уровень. В этом случае необходима экспертная оценка учителя. Педагог специально организует такие ситуации обучения, которые инициируют проявление нужных компетентностей, позволяют обучать им и оценивать их. Очевидно, что это возможно только в том случае, если сам учитель владеет этими компетентностями и понимает их состав и структуру на методологическом уровне. Другими словами, педагог должен владеть системой критериев, по которым он может оценить степень овладения той или иной компетенцией, ее наличие или отсутствие в действиях учащегося.
|
|
Кроме экспертной оценки учителя обязательна оценка внешнего эксперта, присутствующего на занятии. Следует особо отметить, что оценивание тех или иных умений может происходить в процессе занятий, к которым учащийся не должен специально готовиться и которые он не должен воспринимать как специальную процедуру оценивания.
2. Самооценка. Оценивание может быть организовано также в форме самооценки учащимся своих умений после окончания определенной деятельности или в форме групповой оценки, когда каждого человека оценивают члены группы по известным критериям. Например, степень владения такими коммуникативными компетентностями, как участие в дискуссии, выступление, написание текстов, может проверяться в конкретных ситуациях дискуссии, публичных выступлениях, в групповой работе над проектом, представлении своих результатов.
3. Работа с текстом. Различные аспекты понимающего мышления могут оцениваться по результатам проведенного учащимся анализа каких-либо текстов и написания исследовательских проектов или эссе на заданную тему.
4. Написание тестов. Проблемные ситуации могут быть включены в систему тестовых заданий, как в исследованиях PISA.
|
|
В любой модели оценивания компетенций (умений) выполняются следующие условия:
1) определяются основные критерии, по которым можно понять, что учащийся овладел умением на определенном уровне;
2) выделяются несколько уровней сложности в освоении данной компетенции;
3) определяется количество степеней оценивания;
4) определяется количество баллов, при помощи которых измеряется каждая степень оценивания;
5) осуществляется процедура подведения итогов обучения (эссе, проект, демонстрация своих действий в реальной практической ситуации);
6) определяется степень овладения компетентностями путем экспертной оценки как минимум двумя экспертами (одним из них может быть сам учитель).
Выделение нескольких уровней сложности при освоении компетентностей позволяет не только целостно подходить к освоению их содержания, но и учитывать индивидуальные способности учащихся к освоению того или иного уровня. Кому-то дается одно, но не дается другое. Один может показать более высокие результаты на одном уровне и более низкие на другом, при этом суммарный результат может быть одинаковым.