Собеседование по дополнительным вопросам

Итоговая контрольная работа

Письменная итоговая контрольная работа (ИКР) – первый этап экзамена (зачета) по дисциплине. Задание ИКР включает около 25 вопросов в закрытой и открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задание включаются, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста формулируются только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (авангардизм, модернизм, поток сознания и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены задания, выполняемые в течение семестра, и собеседование по программе курса.

Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. По сумме баллов выставляется предварительная оценка, которая может быть внесена в ведомость и в зачетную книжку, если студент посчитает эту оценку достаточной. Баллы, которых студенту не хватает для получения желаемой оценки, могут быть получены по результатам собеседования по дополнительным вопросам.

Собеседование по дополнительным вопросам – второй этап экзамена (зачета). Оно проводится в почти традиционной экзаменационной форме. Студент получает билет, в который включены пять вопросов из программы курса, и после подготовки отвечает. Каждый ответ оценивается отдельно. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

  1. Список литературы для чтения. График чтения

2 - 8 сентября

Эрих Мария Ремарк. На Западном фронте без перемен.

9 - 15 сентября

Эрнест Хемингуэй. В наше время.

Эрнест Хемингуэй. И восходит солнце (Фиеста).

16 - 22 сентября

Уильям Фолкнер. Шум и ярость.

23 – 29 сентября

Бертольд Брехт. Добрый человек из Сычуани.

Жан Поль Сартр. Мухи.

Альбер Камю. Посторонний.

30 сентября - 6 октября

Сэмюэл Беккет. В ожидании Годо.

Ален Роб-Грийе. В лабиринте.

7 - 13 октября

Джон Осборн. Оглянись во гневе.

Уильям Голдинг. Повелитель мух.

14 - 20 октября

Джон Фаулз. Волхв.

21 - 27 октября

Энтони Берджесс. Заводной Апельсин.

Владимир Набоков. Лолита.

Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

28 октября - 3 ноября

Хорхе Луис Борхес. Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор “Дон Кихота”. Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф.

4 - 10 ноября

Хулио Кортасар. Игра в классики.

11 - 17 ноября

Габриэль Гарсия Маркес. Сто лет одиночества.

18 - 24 ноября

Патрик Зюскинд. Парфюмер.

25 ноября - 1 декабря

Умберто Эко. Имя розы.

  1. Вопросы для подготовки к экзаменационному собеседованию по дополнительным вопросам (список не является исчерпывающим)

1. Что такое «магический реализм»?

2. Какие черты, характерные для поэтики литературы модернизма, можно выделить в романе Уильяма Фолкнера «Шум и ярость»?

3. Что такое эпический театр? Как пересматривает Брехт аристотелевскую теорию театра?

4. Пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе»: драма или комедия?

5. Почему книга рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время» может считаться выражением настроений «потерянного поколения»?

6. Охарактеризуйте важнейшие черты поэтики литературы «потерянного поколения».

7. Какие черты, характерные для поэтики литературы авангардизма, можно выделить в пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани»?

8. Назовите авторов, жизнь и творчество которых были связаны с Парижем, произведения, в которых создается образ Парижа как культурной «столицы мира».

9. Книга рассказов Хемингуэя «В наше время» и традиция воспитательного романа.

10. Проблема социалистического реализма в зарубежной литературе ХХ века.

11. Экзистенциализм как основа художественной практики литературы ХХ века. Причины привлекательности экзистенциализма для художественного сознания. Перечислите авторов, ориентирующихся на мировоззренческие принципы экзистенциализма, назовите персонажей - выразителей экзистенциалистского мироощущения.

12. Что позволяет говорить о романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как о романе-мифе?

13. Важнейшие черты стиля Эрнеста Хемингуэя.

14. Условное и реальное в сюжете пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани».

15. Охарактеризуйте своеобразие жанра романа в литературе «потерянного поколения».

16. Религиозная проблематика в литературе ХХ века. Объясните причины привлекательности традиционных и нетрадиционных религий для художественного сознания, перечислите авторов, для которых данная проблематика является актуальной, назовите персонажей - носителей религиозного сознания.

17. Проблема вины, свободы и ответственности в драме Сартра «Мухи».

18. Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта.

19. Время в романе Фолкнера «Шум и ярость».

20. История и миф в романе Маркеса «Сто лет одиночества». Метафорический образ исторического пути Латинской Америки в романе.

21. Охарактеризуйте модернизм как явление духовной жизни ХХ века. В чем своеобразие модернизма 1930 – 1970-х годов по сравнению с модернизмом рубежа XIX и ХХ века?

22. Какие черты поэтики книги Джона Фаулза «Волхв» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

23. Этические принципы хемингуэевского героя.

24. Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания.

25. Фрейдизм и литература ХХ века. Объясните причины привлекательности идей Фрейда для художественного сознания, перечислите авторов, на которых эти идеи оказали влияние, назовите персонажей, судьба которых соотносима с логикой фрейдизма.

26. Что такое ангажированность, какое значение этому понятию придавал Сартр?

27. Какие черты поэтики книги Набокова «Лолита» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

28. Реальность и фантазия в новеллистике Борхеса.

29. Книга рассказов Хемингуэя «В наше время»: сюжет и композиция.

30. «Новый роман» как явление модернизма. Какие черты классического романа были неприемлемы для «новых романистов»?

31. Охарактеризуйте мировоззренческие основы авангардистского искусства ХХ века.

32. Какие черты, характерные для поэтики литературы потерянного поколения, можно выделить в книге рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время»?

33. Сходное и несходное в идейно-эстетических концепциях Сартра и Камю.

34. Автор и герой в книге Ремарка «На Западном фронте без перемен».

35. Модернизм и постмодернизм: черты сходства и различия в плане идеологии.

36. Основные черты «новой латиноамериканской прозы» как историко-литературного феномена. Важнейшие авторы, произведения, жанры. Проблема меры культурной уникальности «латиноамериканского» художественного сознания.

37. Каким образом экзистенциалистская концепция человека выражена в драме Сартра «Мухи»?

38. Мотив «победы в поражении» в произведениях Эрнеста Хемингуэя.

39. Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива.

40. Какие черты героя пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» делают его характерным выразителем настроений поколения 1950-х годов?

41. Значение идей Фрейда для формирования теоретических установок сюрреализма.

42. Какие черты поэтики книги Хулио Кортасара «Игра в классики» позволяют говорить о ней как о постмодернистском романе?

43. Сходное и несходное в эстетических концепциях Беккета и Джойса.

44. Сюжетная логика рассказа Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем».

45. «Мифологический» роман (роман-миф) в литературе ХХ века. Причины обращения писателей к мифологии. Авторы, произведения.

46. «Левая идея» в литературе ХХ века. Объясните причины ее привлекательности для художественного сознания, перечислите авторов, увлеченных ею, назовите персонажей, воплощающих социально-культурный тип «левого».

47. Какие черты поэтики драмы Сартра «Мухи» родственны приемам брехтовского театра?

48. Европа и Америка в произведениях Владимира Набокова.

49. Эстетический смысл композиционного эксперимента в романе Кортасара «Игра в классики».

50. Что позволяет говорить о герое повести Альбера Камю «Посторонний» как о носителе экзистенциалистского мироощущения?

51. Настроения контестации в литературе 1950 - 1970-х годов. Авторы, произведения, персонажи.

52. Хемингуэй и модернизм.

53. Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени

54. Тема природы в повести Камю «Посторонний».

55. Сходное и несходное в эстетических концепциях Борхеса и Кортасара.

56. Проблема социалистического реализма в зарубежной литературе ХХ века.

57. Важнейшие повествовательные приемы Алена Роб-Грийе в романе «В лабиринте» как выражение эстетических принципов «нового романа».

58. Культурологический аспект темы истории американского Юга в творчестве Фолкнера.

59. «Вселенная Тлена» и сюжетная логика новеллы Борхеса «Тлен, Укбар, Orbis Tertius».

60. Охарактеризуйте приемы очуждения, используемые Брехтом в одной из его пьес.

61. В каких произведениях литературы 1950 – 1970-х годов важную роль играет тема музыки? Охарактеризуйте одно из них.

62. Американское и антиамериканское в позиции и творчестве Хемингуэя.

63. Мифология предместья в новеллистике Борхеса.

64. Какие черты содержания пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» позволяют сделать вывод о левых убеждениях автора?

65. Театр Беккета как развитие традиций драматургической классики.

66. Литература и политика в ХХ веке.

67. Роман Хулио Кортасара «Игра в классики» и настроения контестации.

68. Тема рока в романах Фолкнера.

69. Сюжетная логика новеллы Борхеса «Юг».

70. Охарактеризуйте религиозный аспект содержания романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин».

  1. Основная литература по курсу

Учебная и справочная литература

Основная литература

Гиль О. Л. Зарубежная литература ХХ века; учебно-методическое пособие. М., 2011.

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

Зарубежная литература конца XIX–начала XXвека:В 2т.Учебное пособие. Под ред.В. М. Толмачева. М., 2008.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В. История, литература и культура Великобритании. М., 2012.

Сурова О. Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: Учеб. пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие. М., 2010.

Яценко В. М. История зарубежной литературы второй половины ХХ века: учебник. М., 2012.

Дополнительная литература

Американская литература в русской критике: Библиогр. указ. [1986–1990]. М., 1992.

Анастасьев Н. Зазеркалье. Книга об Америке и ее литературе. М. 2011 г.

Грякалова Н. Человек модерна: Биография – рефлексия – письмо. М., 2008.

Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.

Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / Уч. пособие: Под ред. И. В. Кабановой. М., 2009.

История всемирной литературы: в 9 т. М., 1994. – Т. 8.

Ковалевская Т. В. Человек героический в английской литературе. М., 2012.

Леонова Е. А. Немецкая литература XX века: Германия, Австрия: учебное пособие. М., 2010.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. Зарубежная литература ХХ века (1940–1990-е годы): практикум; учебное пособие. М., 2010.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Австралия, Америка: Лит.-биогр. справочник. М.; СПБ, 1997.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.

Турышева О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учебное пособие. М., 2012.

Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005.

Литературу по вопросам самостоятельных работ можно найти по адресу https://zlxx.livejournal.com/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: