Исследования. Ковалева НИ. Жанровое своеобразие «Путешествия из Пе­тербурга в Москву» А.Н

Тексты

Литература

Дополнительная

Ковалева НИ. Жанровое своеобразие «Путешествия из Пе­тербурга в Москву» А.Н. Радищева (Традиции и новаторство) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1974. Вып.1. С. 98–106.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145–162.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 146–155.

Занятие 13. Русский сентиментализм. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические, философские, литературные истоки русско­го сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентимен­тализмом и отличие от него.

2. Хронологические рамки русского сентиментализма, его писательский состав. Проблема эволюции и типологии русского сентиментализма в современном литературоведении.

3. Почему русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике? Основные жанры сенти­ментальной литературы, в частности – поэзии.

4. Лирика Н.М. Карамзина на фоне русской поэзии конца XVII-XVIII вв.:

а) тематика стихотворений;

б) лирический герой;

в) жанровое своеобразие;

г) «новый слог» в поэзии Карамзина.

5. Как соотносятся теория и практика русского сентимента­лизма в творчестве Н.М. Карамзина? Что нового внес сентимен­тализм в художественное познание и изображение человека и мира? Какое значение имел сентиментализм для развития рус­ской литературы (в преодолении условностей классицистической поэтики, в формировании романтизма и др.)?

Задания для обсуждения:

1. Сопоставьте два-три определения «сентиментализма» в спра­вочной литературе. На этой основе выработайте свое рабочее определение этого термина. Каковы специфические черты рус­ского сентиментализма? Какой круг нерешенных проблем тео­рии и практики русского сентиментализма?

2. Среди лирических произведений Карамзина найдите сти­хотворения разных жанров (идиллия, элегия, романс, послание и др.). В какой мере поэзия Карамзина отвечала литературным вку­сам салонного читателя?

3. Проанализируйте стиль одного из стихотворений Карамзина (на выбор). Каковы приметы «нового слога» в поэзии Карамзина?

4. Что отличает и что сближает поэтические системы русско­го классицизма и русского сентиментализма? Запишите выводы, к которым вы пришли в результате сравнительного анализа.

Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотв. М.; Л., 1966 («Осень», «Кладбище», «К соловью», «Послание к Дмитриеву», «К самому себе», «Меланхолия», «Поэзия», «Раиса» и др. по выбору студен­та) («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотв. М.; Л., 1966 (вступ. статья).

Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Ка­рамзин, И.И. Дмитриев // История русской поэзии. Л., 1968. Т.1. С. 171–187.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 3–34, 267– 269.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 57–92.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: