Петербургский текст русской литературы
Это тема, исходящая из семиотики городского пространства – изучение города как локуса, знакового понятия.
В.Н. Топоров «Петербургский текст русской литературы» - можно почитать для расширения познаний.
Наум Синдаловский – современный фольклорист, собирающий мифы о Петербурге. «Легенды и мифы о Петербурге».
ПТ – это корпус текстов русской литературы, в которых город является литературным героем. Это не «пункт А» или «пункт Б» и не фон.
Теория возникла в семидесятые годы 20 века.
Николай АнцИферов, историк города, историк культуры. Первым разрабатывал литературные экскурсии по Петербургу в серебряном веке. Книги «Душа Петербурга», «Непостижимый город». «Не стоит сводить город к музею достопримечательностей. Нужно научиться понимать язык города и вступать с ним в беседу» - эта мысль была отправной точкой для Топорова.
Словарик петербургского текста
· Легенды и мифы о Петербурге. Легенды об основателе города.
Дьявол, сатана. Любимое время суток – ночь. Тайна. Мистика. «Петербург – самый умышленный город на свете», сказал Достоевский. Сон.
|
|
Рим создан человеческой рукой,
Венеция богами создана,
Но каждый согласился бы со мной,
Что Петербург построил сатана.
(Адам Мицкевич)
Первый текст русской литературы, где Петербург показан как литературный герой – это «Медный всадник» Пушкина. Впервые город показан с двух сторон.
· Легенды о месте основания.
Болото. Топь, зыбкость, неустойчивость пространства. Петербургская Атлантида (город был построен неожиданно быстро). Туман. Сырость. Город- декорация (слишком прекрасный, чтобы быть правдой). *Михаил Кураев «Питерская Атлантида». Бездна (неизвестно, что впереди). «О, город мой непостижимый, зачем над бездной ты возник?» (А. Блок). Безвоздушное пространство.
Диалог «Москва-Петербург»:
«Москва-Петербург. Pro & Contra» - статьи культурологов, архитекторов, сравнивающих эти два пространства. Москва – «большая деревня».
Петербург – город, причем, город изначально, причем, город из камня, причем, европейский город. Чуждый, не похожий на города России. Ни Псков тебе, ни Суздаль. И даже ни Новгород.
Москва всегда матушка, женский род, все гендерные стереотипы. А Петербург со всеми гендерными стереотипами – батюшка.
Москва и СПб различаются геометрически. Москва круглая.
Эклектика. Смешения стилей для Москвы – это суть. Петербург – архитектурная завершенность.
Москва – сердце, Петербург – глаз.
Москва – девичья комната в деревенском доме (почти потайная), Петербург – прихожая, гостиная.
· Цвет.
Серый. У Петербурга две стихии – вода и камень. На втором месте по частотности – желтый [болезненный цвет сумасшедшего дома]. (Достоевский, Мандельштам.) Беловатый, зеленоватый, голубоватый – всегда размытый. У Ахматовой Петербург перламутрового цвета.
|
|
· Климатические и географические особенности Петербурга.
Белые ночи. Наводнения. Дождь, ветер, сырость.
· Ономастика, имя города.
1703 – Санкт-Петербург.
1914 – Петроград. Зинаида Гиппиус «Петроград» («Кто покусился на детище петрово, кто посмел хотя бы букву отнять?»). Переименование воспринято в штыки.
1924 – Ленинград. Увековечивают память умершего Ленина. Хотя Ленин тут и не жил никогда. Блокадная лирика – Ленинград. Довлатов, Шефнер – о Ленинграде. Мандельштам («Петербург, я еще не хочу умирать, Петербург, у меня еще есть адреса…»). – отрицательная коннотация, рыбий жир ленинградской ночи. И многие другие. Очень интересный образ у Бродского, например, «Остановка в пустыне». («Сейчас так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь…»)
1991 – Санкт-Петербург. Собчак проводит референдум: да или нет? Большинство – за, но совсем не подавляющее.
Несколько неофициальных названий: Северная Венеция, Северная Пальмира, Окно в Европу, Культурная столица, Город трех революций, Северная столица, Бандитский Петербург, Питер (несовременное слово).
· Материально-духовная сфера города.
Дома, улицы, парки, сады, мосты, фонтаны …
· Духовно-культурная сфера города.
Музеи, достопримечательности, памятники, театры … Сам петербургский текст тоже сюда входит. Петербург – не только декорация, это книга. (Чуковский: «Петербург – самый лирический город в России. В нем каждый закоулок – цитата из Пушкина, Достоевского, Александра Блока».)
Примеры петербургского текста
Достоевский, Гоголь, Некрасов, Гончаров и многие другие…
Очень интересен петербургский текст серебряного века. Ахматова, Мандельштам, Белый (роман «Петербург»: город-книга, город-цитата), Блок… *«Петербург в поэзии начала 20 века» - сборник.
20-е годы, тексты Е. Замятина («Наводнение», «Мамай», «Пещера»), Г. Ив а нов («Петербургские ночи» - сборник эссе, мемуаров), И. Одоевцева («На берегах Невы» - мемуарный роман-эссе).
А. Кушнер, В. Шефнер («ленинградская» проза, много разных произведений), О. Стрижак (роман «Мальчик»), В. Курицын (псевдоним – Андрей Тургенев, роман «Спать и верить»), Е. Чижова («Терракотовая старуха», «Время женщин»), В. Пелевин, Т. Толстая.
Виктор Пелевин «Хрустальный мир». Для постмодернизма очень важен диалог с читателем. 1917 год – ночь (отсылка на революцию, но только упоминание о революции – «какие-то беспорядки». Смольный не символ прекрасного памятника, а власти. Момент игры с читателем, который не проговаривается в тексте. За одну ночь мир перестраивается.
Два Юнкера Николай и Юрий. Не знаем о них ничего. Никаких характеристик, цвета волос и т.д. Юнкера были, как правило, представители дворянских семей. Им отдан приказ всю ночь дежурить на улице Шпалерной и никого не пропускать без пропуска к Смольному. Они ничего не хотят знать о творящемся безобразии. Но приказ дан. И они его выполняют. А на самом деле они беседуют. Цитируют Блока, который для них современник. Спорят о резонансной статье Мандельштама «Хам», цитируют Ницше. Вмешиваются разные герои.
Татьяна Толстая «Река Оккервиль».
4 sep'12