ЛИТЕРАТУРА
Пушкинская поэтическая эпоха
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
V. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(16 часов)
1. Пушкинская поэтическая эпоха
2. Жанрово-композиционное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
3. Поэтический мир А. Фета
4. Поэзия Ф.И. Тютчева
5. Поэтическая школа Н.А. Некрасова
6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов
7. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
8. Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант)
9. Литература и современность (защита проектов)
Практическое занятие проход в форме докладов-презентаций
Итог практического занятия: назвать художественные открытия и достижения поэтов пушкинского круга в области жанров, стиля и языка.
Ключевые понятия: «элегическая школа», послание, элегия, идиллия, романс, антологическая лирика
Индивидуальные сообщения:
1. Специфика «Элегической школы» русской поэзии (имена, причины возникновения «школы», литературные интересы, пристрастия поэтов пушкинского круга.
|
|
2. Д.В. Давыдов (1784-1839) – герой Отечественной войны, ученик А.В. Суворова, Н.Н. Раевского, А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и глава большого семейства. Специфика гусарской лирики Давыдова (изображение быта, способы осмысления героического на фоне «военных од», образ героя-гусара). Показать на примере анализа стихотворений «Бурцову», «Гусарский пир», «Гусарская исповедь», «Песня старого гусара», «Ответ» («Я не поэт – я партизан»).
3. Русская песня как основной жанр творчества А.В. Кольцова (1809-1842). Освоение поэтом фольклорных традиций. Изображение крестьянской жизни, духовного мира крестьянина-пахаря, его религиозного мировоззрения; поэтизация земледельческого труда. Покажите на конкретных примерах (стихотворения «Урожай», «Песня пахаря», «Косарь»).
4. А.А. Дельвиг (1798-1831). Скорбная участь «полного восторга певца». Жанровое многообразие лирики Дельвига (элегии, романсы, идиллии, русская песня). Стихотворения «Идиллия», «Друзьям», «Романс», «Соловей», «Пела,пела пташечка».
5. Античный мир в поэзии А.Дельвига. Почему А. Дельвиг предпочел эллинистическую Грецию Феокрита политическим страстям республиканского Рима? («Диону», «Дориде», «К Лилете» и др.)
6. «Архивный юноша» Д.В. Веневитинов(1805-1827) и кружок «любомудров». Веневитинов в салоне З. Волконской. Философские стихи поэта («Поэт», «Поэт и друг», «К моей богине», «Завещание», «К моему перстню»).
* Каждому студенту знать наизусть 5 стихотворений поэтов пушкинского круга (по выбору)
1. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.
2. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.
3. Кошелев В.А. «Анакреон под доломаном». О жизни и творчестве Д. Давыдова // Литература в школе. 1996. № 3. С. 21-37.
4. Кошелев В.А. «Блаженная страна» Н. Языкова //Литература в школе. 1992. № 3,4.
5. Скатов Н.Н. А.В. Кольцов. М., 1983.
6. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. С.23-51.