Рабочая программа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.
Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.
Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.
Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.
Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.
Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.
Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.
Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:
- вводная информация (на лекциях);
- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);
- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).
Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:
- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;
- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;
- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.
- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).
- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;
- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.
Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.
|
|
|
|
Организация семинарских занятий
На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.
Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.
Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.
Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.
Приемы совместного проектирования цели занятия:
- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;
- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);
- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);
- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.
|
|
|
|
Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.
1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.
2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.
3. Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.
4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.
5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.
6. Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.
7. Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.
Разработано и рассмотрено на заседании кафедры филологии и журналистики (протокол № 1 от «27» августа 2013 г.) Зав.кафедрой Ибрагимова В.Л. | «Утверждено» на заседании УМС гуманитарного факультета (протокол №1 от «29» августа 2013 г.) Председатель Н.А. Пономарева |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нефтекамский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра филологии и журналистики
по дисциплине «Методика преподавания русской литературы» для студентов очного отделения специальности «Филология»
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.пед.н., доц. Каримова А.С. Практ. занятия: к.пед.н., доц.Каримова А.С. | Учебных часов: 126 В т.ч. лекций: 26 семинарских занятий: 32 самостоятельной работы: 68 в том числе КСР — 2 форма контроля: экзамен 7 семестр |
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материала (кол-во часов) | Межпредметные связи | Наглядные пособия | Задания по самостоятель-ной работе | Кол-во часов | Формы контроля | ||
лекции | семина-ры | ||||||||
1. | Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Предмет, содержание, задачи курса, связь со смежными науками. Методы исследования в МПРЛ | ЛК | Общая педагогика, МПРЯ, психология, теория литературы, история русской литературы | Подготовить письменное размышле-ние о современной школе и месте лит-ры в ней как учебного предмета | Откры-тая дискус-сия | ||||
2. | Формирование МПРЛ как науки: зарождение (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин); советская школа (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков), особенности современного этапа развития методики. | ЛК | Риторика, педология, педагогическая психология, общая педагогика | Портреты ученых-методис-тов, их труды | Изучить: различные определения методики (М.А.Рыбников, Г.А.Гуковский и др.) | Собесе-дование | |||
3. | Методы преподавания русской литературы. Современные требования к учителю литературы Ученик. Этапы его литературного развития. Содержание и структура курса литературы в школе | ЛК | МПРЯ, возрастная психология | ||||||
4. | Приемы изучения литературного произведения в школе | ЛК | |||||||
5. | Этапы работы над программной темой курса (изучение биографии писателя, вступительные занятия, чтение, пути анализа и интерпретации художественного произведения, изучение восприятия произведений учащимися, заключительные занятия) | ЛК | Таблицы, схемы, образцы конспек-тов | Изучить: Гуковский Г.А. Изучение лит.произв. в школе | Провер-ка конспек-тов | ||||
6. | Изучение произведений в их родовой специфике: 1) Особенности изучения эпических произведений (работа над эпизодом, образом героя) 2) Изучение драматических произведений 3) Специфика лирики как литературного рода и задачи ее изучения в школе. Формы и приемы обучающего анализа лирического произведения. | ЛК | Теория литературы, история литературы | ||||||
7. | Методика изучения истории и теории литературы. Изучение литературной критики | ЛК | |||||||
8. | Принципы работы по совершенствованию речи школьников на уроках литературы: развитие устной речи (работа со словом, фразеолдогическая работа, связность, выразительность устной речи), развитие письменной речи (изложение, работа над планом, тезисами, конспектами, сочинение) | ЛК | МПРЯ, риторика. | ||||||
9. | Урок литературы (структура, требования к современному уроку литературы, классификация уроков литературы) ТСО и наглядность на уроках литературы. Внеклассная работа по литературе. | ЛК | Общая педагогика (дидактика), МПРЯ | Изучить основные правила составления конспектов по соответствующим разделам учебников | Собесе-дование | ||||
10. | Анализ учебно-методических комплексов по литературе 1) Программы (общая характеристика) 2) Учебники и методические рекомендации | ПЗ | Материа-лы действую-щих УМК | ||||||
11. | Методика подготовки и проведения уроков, посвященных биографии писателя. | История русской литературы | Образцы конспек-тов | Составление конспектов | Провер-ка конспек-тов | ||||
12. | Система работы в процессе изучения худ.произведения (составление конспектов уроков) | ||||||||
13. | Разработка фрагментов уроков, посвященных изучению теории и истории литературы | ПЗ | |||||||
14. | Разработка конспектов уроков РР | ПЗ | |||||||
15. | Планирование работы словесника. Основные вопросы организации и методика проведения внеклассной работы по литературе | ПЗ | Составить календарно-тематичес-кое планирова-ние | Провер-ка планов | |||||
16. | Посещение урока в школе. Знакомство с мастерской учителя. | ЛЗ | Анализ урока | Коллок-виум | |||||
17. | Посещение урока в школе. Урок-дебют. | ЛЗ | Анализ урока | ||||||
Основная литература
1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учеб. для студ. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. – МО РФ
2. Якибова, Д.У. Методика преподавания литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Якибова Д. У. — М.: Российский университет дружбы народов, 2012.— 152 с. — Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online».— ISBN 978-5-209-04320-1.— <URL:https://www.biblioclub.ru/book/128598/>.
Дополнительная литература
Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. М., 1995.
Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.
Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.
Программное и коммуникационное обеспечение:
13. Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru
14. Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru
15. Русский филологический портал: www. philology. ru
16. Сайт «Словесник»: www. slovesnik. ru
17. Электронная библиотека «Гумер – гуманитарные науки»:gumer.info › bibliotek_Buks/Culture/Lotm/10.php
18. htpp://www.school.edu.ru – проблемы школьного образования;
19. htpp://www.curator.ru – интернет-технологии в образовании;
20. htpp://www.libword.by.ru – худ. литература, научная литература по филологии;
21. htpp://www.ug.ru – новости школьной жизни, статьи и книжные новинки;
22. htpp://www.psi.webzone.ru – психологический словарь;
23. htpp://www.slovar.lib.ru – словарь литературоведческих терминов;
24. htpp://www.litera.ru – художественная литература.
Русская литература XVIII века
Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»
Специальность 05030265. «Родной язык и литература с дополнительной
специальностью Русский язык и литература»
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление Протокол №____
«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.
________________________ Зав. кафедрой _________