Средневековая культура. Начало Ренессанса
Наука и богословие.
Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.
XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное-, даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля.
В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым ^блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоск.ий. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.
|
|
Своеобразным явлением средневековой науки, которая была ^переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхимиков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «философского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов,;:лекарств.
С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно
общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.
Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.
В XII —XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-Школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно Доставалось в этих песнях церкви и ее служителям.