Методические рекомендации. Выясните сущность самого понятия «гражданская война»

Выясните сущность самого понятия «гражданская война». Определите причины гражданской войны в Советской России. Подумайте, можно ли было ее избежать? Когда гражданская война приобрела наибольший размах? С чем это было связано?

Обратите особое внимание на политику большевиков по отношению к крестьянству. Каковы были цели и масштаб иностранной интервенции? Какую роль в гражданской войне в России сыграл внешний фактор? Когда были ликвидированы основные фронты гражданской войны? Какие события свидетельствовали об ее окончании?

Существовали ли у белого движения реальные шансы на успех или оно было обречено на поражение с самого начала? Под этим углом зрения проанализируйте характер организации власти и управления на территориях, контролируемых белым движением, основные положения его программы и методы ее осуществления.

Особое внимание обратите на экономическую и финансовую политику белогвардейских правительств. Каковы были цели и масштаб белого террора? Подумайте, на какие силы в обществе опирались лидеры белого движения? Каковы, на Ваш взгляд, истоки его силы и слабости?

Составьте представление об альтернативах выведения страны из кризиса, которые были предложены различными общественно-политическими силами в годы гражданской войны.

Особое внимание следует обратить на сотрудничество большевиков с левыми эсерами. Что объединяло их в понимании перспектив развития России? По каким вопросам существовали между ними разногласия? Почему в конечном итоге двухпартийная система в России не состоялась? За какой вариант общественного развития выступали правые эсеры, меньшевики? В чем суть разработанных ими социально-экономических программ?

Далее проанализируйте характер взаимоотношений с этими партиями большевистского режима. Почему деятельность эсеров и меньшевиков потерпела крах?

Уясните, на какие силы в обществе опирались большевики. Попытайтесь понять, чем была вызвана политика «военного коммунизма»? Какие социально-экономические мероприятия большевиков объединены этим названием? Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющими? Против кого была направлена эта политика? Каковы ее основные результаты и последствия?

Подумайте, почему, несмотря на недовольство политикой продразверстки, крестьянство все же встало на сторону советской власти? В чем Вы видите причины победы большевиков в гражданской войне? Какое влияние оказала война на экономическое, социальное, демографическое, политическое развитие России?

Каковы были предпосылки перехода к нэпу? Чем был вызван поворот большевиков к новой экономической политике? Что свидетельствовало о кризисе внутренней политики большевиков? Каковы его причины? В чем проявился экономический кризис? Социально-политический кризис? Каковы были политические и экономические требования участников народных восстаний?

Анализируя цели и сущность нэпа, необходимо иметь в виду неоднозначность этой политики. Раскройте внутренние противоречия нэпа. Каким образом двойственность нового экономического курса большевиков отразилась в развитии аграрной, промышленной, торговой, финансовой сфер?

Обратите внимание, что отказ от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу по существу означал переход к новой тактике построения социализма. Чем отличался продналог от продразверстки? Почему считалось допустимым развитие частнособственнического сектора? Что такое госкапитализм в Советском государстве? Как проходило возрождение кредитной и банковской системы? Покажите, как стала изменяться система централизованного управления (расширялись права предприятий, восстанавливался принцип оплаты по труду и т. п.)

Расскажите о финансовой реформе Г. Сокольникова. Какое значение для стабилизации финансового положения страны и курса рубля имела финансовая реформа 1922-1924 гг.?

Выясните, изменял ли нэп основы существовавшей в стране экономической системы? Проанализируйте итоги нэпа. Каковы причины отказа от нэпа? Отвечая на вопрос, обратите внимание на причины кризисов 1923, 1925, 1927/28 гг. и способы их преодоления. Подумайте, существовали ли альтернативы слома нэпа? Мог ли нэп дальше развиваться? В чем суть вариантов экономического развития, предложенных в ходе внутрипартийных дискуссий второй половины 1920-х гг.? Почему победила точка зрения Сталина?

Внимательно проанализируйте особенности политического развития страны в условиях нэпа. Подумайте, привела ли частичная либерализация экономики к аналогичной «перестройке» общественно-политической жизни? Что свидетельствовало о процессе становления тоталитарного режима в СССР в 1920-е г.?

Какие мнения существовали в партийно-государственном руководстве страны по вопросам национально-государственного строительства? Что в них было общего и в чем состояли принципиальные различия? Проанализируйте социально-экономические, военно-политические предпосылки образования СССР. Какие принципы были заложены в основу объединения республик? Как учитывались при этом интересы разных народов? Каково историческое значение создания СССР? Попытайтесь дать оценку национальной политике большевиков: что было положительным, какие мероприятия имели негативные последствия

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы внутренние и внешние причины гражданской войны в России?

2. Какую роль сыграла иностранная интервенция в событиях гражданской войны?

3. В чем причины продолжительности и ожесточенного характера гражданской войны?

4. Что представлял собой «белый» террор? Чем вы объясните широкое применение «красного» террора?

5. Какие основополагающие идеи большевиков отразились в политике «военного коммунизма»? Была ли она неизбежной?

6. Почему распался союз большевиков и левых эсеров летом 1918 г.?

7. Какова была программа белого движения? В чем Вы видите слабости этого движения?

8. Каковы причины победы большевиков в гражданской войне? Каковы ее результаты и последствия?

Сообщения:

1. Первые экономические преобразования Советской власти (октябрь 1917 г. – март 1918 г.).

2. Плановая модель экономики: достижения и проблемы довоенных пятилеток.

3. Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны в 1930-е гг.

Обязательная литература:

1. Леванов,Б.В. История России XIX – ХХ вв.: учеб. Пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 «Отечеств. история» для студентов вузов. неисторич. Специальностей/ Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С.424-447.

2. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.191-231.

3. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. Специальностей/Л.И. Семенникова. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С. 413-508.

Дополнительная литература:

1. Белое движение: начало и конец. М.,1990.

2. Валентинов, Н.В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Воспоминания./Н.В. Валентинов. – М., 1991.

3. Вернандский, В.И. Дневники. 1917-1921./В.И. Вернадский. - М.,1994.

4. Волкогонов, Д.А. Ленин: Политический портрет./Д.А. Волкогонов. - М.,1994.

5. Воспоминания генерала барона П.Н. Врангеля. В 2-х т. - М.,1992.

6. Гражданская война в СССР. В 2-х т. - М.,1986.

7. Иоффе, Г.З. «Белое дело». Генерал Корнилов./Г.З. Иоффе. - М., 1989

8. Шульгин, В.В. Дни. 1920./В.В.Шульгин. - М.,1989.

9. Шульгин, В.В. Три столицы./В.В.Шульгин. - М.,1991.

10. Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны в 1930-е годы: Сборник документов. М., 1998.

11. Янсен, М. Суд без суда. 1922 год: Показательный процесс социалистов-революционеров./М.Янсен. - М.,1993.

Рефераты:

1. Русская православная церковь в годы гражданской войны.

2. Современная историография о причинах начала гражданской войны.

3. Иностранные концессии в Советской России.

4. «Шахтинский процесс».

5. Аграрные программы белых правительств.

6. Тамбовское восстание крестьян.

7. Нэповская общественная модель.

8. Политические репрессии в СССР: истоки, масштабы, последствия.

Задачи и упражнения:

1. Используя материал, касающийся ситуации в Европе в 1917-1920 гг., определите, в какой степени события в России в эти годы совпадали или расходились с общими тенденциями европейского развития.

2. Составьте таблицу основных событий на фронте и в тылу в годы гражданской войны, отметив как позиции большевиков, так и их противников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: