Денежная реформа 1922-1924 гг.
Экономика СССР в годы НЭПа.
Программа новой экономической политики (НЭПа) была представлена на Х съезде ВКП(б) в марте 1921 года. По своей экономической сути НЭП являлся политикой государственного капитализма, т.е. использованием частного капитализма под контролем государства. Продразверстка была заменена продналогом, а затем- денежным налогом. НЭП стал поощрять возвращение богатого хозяина –«кулака» – к ключевым позициям в деревне, бедный же крестьянин продолжал потреблять все, что производил. После голода 1921-1922 гг. сельское хозяйство быстро ожило. Началось восстановление и других отраслей экономики. Натуральный товарообмен уступил место купле-продаже. В промышленной политике проводились следующие изменения:
- руководство промышленностью осуществлялось на трех уровнях (союзном, республиканском и местном). Союзное управление представил ВСНХ СССР, республиканское – ВСНХ республик, областное и раайонное – совнархозы. Каждый уровень наделялся значительной степень автономности. На более низком уровне допускалось частное владение предприятиями. Предприятия с численностью менее 20 человек не подлежали националитзации. Более крупные предприятия мсожно было сдавать в аренду частным лицам;
|
|
- отменено прямое управление промышленностью через главки. В различных отраслях стали появляться тресты, которые не финансировались из госбюджета. Прибыль после некоторых отчислений использовалась предприятиями самостоятельно.
Денежную реформу 1922-1924 гг. связывают с именем наркома финансов Г.Я. Сокольникова. На первом этапе денежной реформы были проведены две деноминации денежных знаков. В 1922 г. выпускаюся «совзнаки», обращавшиеся в течение года. Новый рублю приравнивался к 10 тыс. старых. Совзнаки образца 1923 г. приравнивались к 1 млн. старых и к 100 руб. образца 1922 г.
Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. появляется червонец, обмениваемый на золото. Червонец сордержал золота на уровне 10 руб. 1913 г. Устойчивость червонца обеспечивалась Госбанком на 25% драгметаллами, а на 75% - высоко ликвидными товарами, векселями и другими обязательствами.
Гипотеза – научное предположение для объяснения, каких либо фактов, явлений, процессов, которое надо подтвердить либо опровергнуть. Любое социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Гипотезы способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный метод сбора информации.
Типичная ошибка – надо выдвигать гипотезы которые можно подтвердить или опровергнуть в ходе опроса.
|
|
Пример гипотезы: 1. Чем выше творческие возможности работы, тем выше объективные и субъективные показатели отношения к труду. 2. Чем выше уровень доходности человека, тем сильнее выражен уровень его экологических потребностей. Экологическую угрозу острее всего осознают люди с высшим образованием, высоким социальным статусом.
Принципиальный (стратегически) план исследования.
· Обоснование типа проводимого исследования (разведывательное, описательное, аналитическое)
· Разработка требований к составу исследовательского коллектива, обоснование номенклатуры необходимого технического обеспечения
· Определение объема необходимого финансирования
· Разработка плана – графика проведения исследования.
Обоснование системы выборки единиц наблюдения. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Основная идея выборки заключается в отборе для опроса таких единиц наблюдения, которые сохранят свойства объекта исследования и отразят состояние изучаемой проблемы.
Генеральная совокупность – совокупность единиц объекта исследования, относительно которого делают выводы.
Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранной определенным образом для изучения.
Основное правило составления выборки – каждый элемент генеральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку.
Структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основания которых составляется выборочная совокупность.
Виды выборки
Случайная – это выборка, для которой каждый элемент нгенеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным.
Вероятностные методы включают:
* Простой случай отбора
* Систематический отбор
* Кластерный отбор (гнездовая выборка)
* Стратифицированный отбор (районированная)
Простой случайный отбор.
Реализовать случайную выборку можно двумя приемами:
~ Лотерейный метод
~ С помощью таблицы случайных чисел.
С помощью случайной выборки строиться подавляющее большинство телефонных опросов и опросов на основе избирательных списков. Для построения такой выборки необходимо иметь полный список всех элементов генеральной совокупности.
Систематический отбор – процедура отбора каждого н-ного элемента из списка генеральной совокупности.
Стратифицированная выборка – разделение генеральной совокупности на более или менее однородные чести, а затем отбор единиц внутри этих частей. Отбор производится с участием удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности.
Районированная – деление происходит по экономико-географическим районам. Стратифицированная – деление происходит по стратам (социальным группам).
Гнездовая выборка – вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или «гнезда» более мелких единиц. В качестве гнезда выступают пункты, районы, дома, подъезды, предприятия, цехи или бригады.
Требования:
w Минимальные различия между гнездами.
w Максимальная неоднородность составляющих их единиц
w Большое число малых гнезд предпочтительнее более числа крупных.
Неслучайная выборка – единицы исследования выбираются направленно
Разновидности:
o Квотная
o Метод снижение кома
o Метод стихийного отбора.
Метод снежного кома – отбор последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных.
Метод стихийного отбора – социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, опрашивает всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности.
|
|
Квотная выборка – микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографицеских характеристиках генеральной совокупности.
Многоступенчатая – процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется. Многоступенчатая выборка не используется как правило в локальных исследованиях, а применяется в более широких (региональных, общенациональных, международных).
Объем выборки – общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупность.
Зависит от:
§ Степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки)
§ Числа признаков
§ Требуемой степени точности результата.
Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки.
Расчеты репрезентативности выборки с допущением 5% ошибки
Объем генеральной совокупности | ||||||||
Объем выборочной совокупности |
Раздел о выборке содержит ответы на следующие вопросы:
v Каков эмпирический объект исследования, что представляет собой генеральная совокупность
v Является ли исследование сплошным или выборочным
v Сколько ступеней отбора применяется в выборке
v Какова стратегия отбора применяется на каждой ступени (случайная, квотная)
v Какая конкретная разновидность случайного отбора применяется
v Какие параметры используются при квотной выборке
v Что является основой выборки (список, картотека, карта)
v Какова единица наблюдения на последней ступени отбора.
Опрос
Достоинства опроса:
ü Организованная четкость и простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ получения информации)
ü Относительная дешевизна
ü Конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений
ü Уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методом)
|
|
ü Эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.
Недостатки опроса связанные с факторами, негативно влияющие на качество получаемых сведений:
Ø Влияние респондента (уровень его образованности, культуры, свойств памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящему опрос)
Ø Влияние самого исследователя (качество разработки опросчика, профессионализм анкетера или интервьюера)
Ø Влияние внешних факторов (посторенние лица, неудачное время и место опроса плохая организация самой процедуры)