Типология Данилевского

Культура как предмет исторического исследования. Методы исторического изучения культуры.

Появление дисциплины систематически изучающей культуры как особые формы организации жизни человека датируется 50ыми годами 19 века.

Дисциплина изучает:

1) Культурно-исторические типы;

2) Устанавливает закономерности функционирования культур;

3) Структурную организацию культур.

Историческая культурология изучает историю с позиций культурологии.

Здесь рассматриваются проблемы:

1) Почему изменяется мир;

2) Изучаются происхождение различных культурных феноменов;

3) Как развивались способы соц.организаций.

Методологическая основа – культурно исторические концепции.

1. Эволюционная концепция. (Морган,Спенсер,Тайлор)

По Тайлору, культуры должны пройти одинаковые стадии развития. Образцом являются страны Запада. (От дикого состояния к просвещённому).

Идеал – точные науки. Спенсер главный акцент делал на закономерности развития общества. Спенсер уподобляет общество организму. Культура – сверхорганизм осуществляет надорганическое развитие.

Имеют значение:

1) Географические факторы среды соседних культур. (Внешние факторы).

2) Внутренние факторы (раса, психические качества)

2. Цивилизационный подход (Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Цивилизация – это определённый тип развития общества, определяемый техническим и материальным развитием.

Основная идея:

Человечество не является чем-то единым, но представляет собой живую стихию, отлитую в разные формы организмы и самые крупные – культурно-исторические типы, имеющие свои типы развития. Общие черты, по Данилевскому, выражают общечеловеческое.

Отвергается:

1) Единая нить развития человечества.

2) Мнение об истории, как о некой общей цивилизации, отождествляемой с европейской.

Существует множество развивающихся цивилизаций. Каждый вносит свой вклад в сокровищницу человечества.

12 культурно-исторических типов:

1) Египетский;

2) Китайский;

3) Ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический);

4) Индийский;

5) Иранский;

6) Еврейский;

7) Греческий;

8) Римский;

9) Аравийский (новосемитический);

10) Германо-Романский

11) Мексиканский;

12) Перуанский.

Каждая цивилизация – архитип по оригинальному плану. Жизнь каждой цивилизации имеет свой предел. Сравнение качеств цивилизаций приводит к более глубокому их пониманию.

Теория Данилевского оказывает влияние на Освальда Шпенглера. Его книга «закат европы». Культура – суть организма, биография. Мировая история – это поляна, где растут пёстрые цветы не похожие друг на друга. Это цивилизации.

Времена года:

Весна – пробуждение жизни;

Лето – создание мощи;

Осень – высшая точка развития;

Зима – угасание творческих сил.

Последователь Шпенглера – Тойнби. Его книга «исследование истории» в 12 томах. Ему принадлежит концепция локальных культур.

Он назвал 13 культурно-исторических типов:

1) Западная +

2) Православная +

3) Исламская +

4) Индийская +

5) Античная

6) Сирийская

7) Китайская +

8) Инда

9) Эгейская

10) Египетская

11) Шумеро-вавилонская

12) Андская

13) Центрально-американская.

(«+» - культурно-исторические типы, которые сейчас существуют)

Развитие цивилизаций:

1) Рост

2) Надлом

3) Распад

4) Гибель

В основе любой цивилизации – религия.

Всё строится на системе «Вызов-ответ»

Слои истории цивилизаций:

1) Сакральный (каждый вызов есть стимул к осуществлению выбора, предоставляемым Богом);

2) Мирской (вызов ухудшение условий жизни, природных условий)

Культурно-исторические концепции складываются и у социологов.

Теория социо-культурной динамики. (Питирим Сорокин)

Система любой культуры определяется тем, как она отвечает на вопрос – «что есть истина?»

Системы:

1) Идеоциональная (Истина сверхчувственна)

2) Идеалистическая (истина чувствена и частично сверхчувственна)

3) Сенситивная (истина чувственна, эмпирическая. Ньютон, Кеплер)

Методы изучения исторической культурологии:

1) Генетический (в процессе изучения процесс приводится к определённому состоянию)

2) Системный (изучение культуры в системе)

3) Сравнительная (ищут сходства и различия при изучении)

4) Семиотический (изучение при помощи знаков)

Семиотика – наука о знаках.

Культура – это текст, который исследователь должен прочесть. Ю. Лотман


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: