Дмитрий Самозванец

Гамлет

Хорев

РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ В XVIII В.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777). Еще учась в шляхетном корпусе начинает писать стихи и входит в число участников кружка любителей русской словестности. 9 трагедий, 12 комедий, 2 оперы, 1 балет, пролог и драму

1747 – Хорев

1748 – Гамлет

1750 – Синав и Трувор

1771 – Дмитрий Самозванец

Традиции, созданные Сумароковым как теоретиком театра и драматургом, определили тип «русской классической» трагедии. Она должна была служить «школой добродетели» для дворян и монархов. Основой проблематики трагедий Сумарокова – идея общественного долга. Через все произведения мысль необходимости подчинения личных помыслов и страстей долгу. С этим неразрывно связана идея патриотизма.

Тираноборческая и патриотическая тематика трагедий придавала им большой общественно-воспитательный смысл.

Относит события к легендарным временам истории Киевской Руси. Проблема разума и страсти. Нет классического единства действия: тема трагической вины монарха сочетается с утверждением положительного идеала героя, вызывающего у зрителя чувство восхищения. Кий, Завлох, Оснельда – дочь Завлоха, Хорев – мл брат Кия, Стальверх, интриган при дворе Кия, тайно влюблен в Оснельду, клевещет на Хорева, что он хочет перейти на сторону Завлоха. Кий отказывается вернуть Оснельду, Хорев должен вести войско против Завлоха.

Идея героической победы долга над страстями. Интересы гос-ва требуют свержения с престола злого монарха. Сумароков, отвергая устаревший тезис о божественном характере монархической власти, опирался на просветительские теории о происхождении гос-ва. Монарх теперь человек, облеченный доверием общества. Утвердила тип русской тираноборческой трагедии, получившей развитие в «Дм Смозванце».

Кроме тираноборчества важная тема творчества Сумарокова – патриотизм – «любовь к отечеству есть перва добродетель».

В рус словесности сер и втор пол 18 в едва ли не ведущую роль начинает играть поэзия. Широко использовал в трагедиях открытия современной поэзии.

Ранние трагедии Сумарокова и написанные в эти же годы первые литературные комедии закладывали основы национального репертуара, необходимого для создания национального театра.

В пер пол 50-х принимает деятельное участие в создании гос русского театра в Петербурге. Сумароков назначен его директором. Не надолго – тираноборческие и сатирические мотивы в творчестве вело к обострению отношений с двором Елизаветы. В 1761 освобождён от должности директора театра.

При Екатерине положение улучшилось - пыталась использовать в кач-ве придворного поэта вместе с Волковым было поручена организация маскарада «Торжествующая Минерва». Воспользовался этим, чтобы публично высказать сови взгляды на положение в стране. Впал в немилость.

Новый тип русской классической трагедии. Обращение не к полулегендарным временам Новгородской или Киевской Руси, а к конкретной исторической эпохе. Сумароковский Димитрий плох не потому, что он незаконный царь, а потому, что он нарушитель естественных законов общества.

Предельная для Сумарокова заостренность тираноборческой темы. Царь Димитрий – тиран и враг всего русского народа. Большую роль играет народ – является той силой, на кот опираются сыны отечества – бояре, свергающие царя-тирана.

Больше других трагедий держался в репертуаре русского театра.

Сумароковская трагедия, созданная по канонам Расина, в то же время имела черты национального своеобразия, обусловленные ее связью с театром демократических слоев городского населения: осуждение царей-тиранов, тяготение к благополучным финалам, тяготение к сюжетам из отечественной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: