Развитие психологических идей в арабской науке

Расцвет арабоязычной культуры пришелся на VIII-ХI века.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, с новой религией - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, государственным языком которого стал арабский.

В то время, когда в Западной Европе были забыты достижения античной науки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения античных мыслителей переводились на арабский язык, развивались науки, прежде всего физико-математические и медицина. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI век) (в латинской транскрипции Авиценну).

Особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Вызывая у человека те или другие аффекты, появляется возможность управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад (идея взаимосвязи психического и физиологического).

Ибн-Сина не ограничивался наблюдениями, а предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища: при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Особый интерес арабские натуралисты и математики проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Альгазена. В каждом зрительном акте он различал непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия и присоединяющуюся к этому эффекту работу ума.

Альгазен изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности и сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: