Понятие оснований науки может быть определено двояким образом: во-первых, основание означает почву, условие, фундамент науки. Во-вторых, логическое основание науки означает наличие предпосылок, аргументов, обосновывающих истинность полученного знания. Названные смыслы, будучи нетождественными, совместимы: то, что составляет фундамент науки,, может выступать как обоснование и оправдание ее положений. Структура оснований науки: это в первую очередь предпосылочные знания, полученные в процессе практической деятельности, обыденного познания и других форм постижения реальности. В процессе развития познания и, главное, в результате накопления научного знания складывается научная картина мира, которая служит важнейшим основанием дальнейшего развития наличного знания. Второй элемент структуры оснований науки - философия, функция которой — рефлексия науки, позволяющая осмыслить опыт развития науки и осуществить отбор и обоснование онтологических и методологических оснований науки. В качестве одного из важнейших оснований науки является культура, которая формирует идеалы и нормы исследования, определяя критерии надежности, истинности результатов познания, оценку и отбор достижений науки.
|
|
Предпосылочное знание. Проблема предпосылочного знания была поставлена уже в Античности Платоном и Аристотелем, определена Лейбницем в его законе достаточного основания, а также И. Кантом в его «Критике чистого разума». Важнейшую предпосылку познания Кант усматривает в априорных формах мышления, т. е. в понятиях, благодаря которым обеспечивается связь чувственного и рационального моментов познания и которые человек получает в готовом виде. Собственно предшествующее знание, носителями которого являются логические формы, осваиваемые вместе с освоением языка и несут в себе тот массив знания, которое является предпосылочным.
Понятие предпосылочного знания чрезвычайно широко по своему объему. В широком смысле предпосылочное знание включает в свой состав весь массив знаний — научных и ненаучных, осознаваемых и неосознаваемых, эксплицируемых и неэксплицируемых. Соответственно классификация элементов, входящих в состав предпосылочного знания, может осуществляться по разным основаниям. Само понятие пред посылок, т. е. того, что имеется в наличии, предшествует и обусловливает появление возникающего знания, отсылает нас к историческому рассмотрению структуры предпосылочного знания. Глубинное основание предпосылок собственно научного знания — донаучное знание, сложившееся на протяжении всей истории существо
|
|
вания человечества. Донаучное знание репрезентируется в языке межличностного общения и включает в себя не только обыденное знание, но и мировоззренческие, аксиологические, религиозные, эстетические, нравственные представления и установки, определяющие духовный мир человека. Это знание представлено духовной и материальной культурой, формирующей личность человека, познающего мир. Подчеркну, что богатство познавательных способностей человека определяется не узкоспециальными интересами (хотя это и необходимо), но творческим потенциалом личности высочайшей культурной организации. Мысль Паустовского, что все великие ученые были в известной степени поэтами, на мой взгляд, не является метафорой или гиперболой, это лишь подчеркивает общую особенность творчества как такового. С возникновением науки научная картина мира выступает в качестве собственного основания дальнейшего углубления и развития знания. При этом роль иных форм духовной культуры и познавательной деятельности по форме как бы отодвигается на периферию познания, наука даже стремится обособиться от него как от чего-то внешнего и противоречащего самой природе науки. Фактически обыденное знание, различные формы ненаучного знания, миф, религия, философия, искусство, т. е. все, что составляет содержание духовной культуры, — продолжают оставаться неустранимыми и необходимыми основаниями науки.
Говоря о предпосылочном знании, необходимо учитывать его носителя, личность ученого, который руководствуется не только понятийным аппаратом науки, но и концептами здравого смысла, не только логико-понятийным аппаратом, но и интуицией, воображением, поэтическими образами, неосознаваемыми установками, ценностными ориентациями. В самом общем смысле предпосылочное знание включает в себя осознаваемые и неосознаваемые формы духовной деятельности, эксплицируемые и неэксплицируемые, вербализованные и невербализованные представления, интенции, ориентации, т. е. все то, что составляет массив личностного знания, значимость которого в познавательном процессе трудно переоценить.
Рассматривая познавательные способности человека, Кант в «Критике чистого разума» выделяет чувственность, рассудок и разум. Если чувственность и рассудок ориентируются на достижимые познавательные задачи, на исследование тех проблем, которые даны нам в опыте, то разум постоянно устремляется за пределы опыта, пытается распространять знания, полученные из опыта на бесконечный мир. Кант утверждает, что человек так устроен, что он постоянно стремится выйти за пределы опытного знания, выражает суждения, претендующие на всеобщность, которые опыт не может ни подтвердить, ни опровергнуть, и запутывается в неразрешимых противоречиях. Однако разум, по Канту, имеет свое оправдание в том, что он формулирует регулятивные принципы познания. Сегодня идея Канта получила дальнейшее развитие: в структуру предпосылочного знания включается не только
гносеологические предпосылки, но и идеалы, нормы, ценностй, мировоззренческие и философско-методологические представления. Названные представления прямо или косвенно оказывают свое влияние на выработку оснований научного познания.
Таким образом, содержание предпосылочного знания включает не только научную картину мира, но и совокупность философских принципов и категорий, идеалов и норм научного познания, стилей мышления, общенаучных методологических регулятивов, представлений обыденного сознания. Центральное место в системе названных предпосылок принадлежит научной картине мира.