Тематика cеминарских занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный литературный процесс. Постмодернизм.
Три волны русской эмиграции. Произведения И. Бунина, И. Шмелева, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Алданова и др. Поэзия «второй волны» русской эмиграции (И. Елагин и Н. Моршен).
И.А. Бродский (1940–1996)
Начало творческого пути в России. («Большая элегия Джону Донну», «В деревне Бог…», «Одной поэтессе», «Прощайте, мадмуазель Вероника»).
Нобелевская лекция – поэтическое кредо И. Бродского. Книги стихов «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др. Творчество Н. Коржавина, Г. Владимова, В. Некрасова, Э. Лимонова, В. Аксенова, С. Довлатова.
Современное состояние русской прозы, поэзии, драматургии. Осмысление судеб России в современном романе. Тема Великой Отечественной войны в прозе 90-х гг. «Генерал и его армия» Г. Владимова, «Прокляты и убиты» В. Астафьева, «И тогда приходят мародеры»
Определение постмодернизма и дискуссии о нем.
Творчество Саши Соколова. Роман «Школа для дураков», «Между волком и собакой» и «Палисандрия».
Творчество Ю. Мамлеева: рассказы цикла «Утопи мою голову», роман «Шатуны» и др.
Рассказы и романы В. Сорокина.
Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».
Художественное освоение повседневного быта современного человека в так называемой «новой», или «жестокой» прозе (Т. Толстая, Л. Петрушевская и др.).
Современная поэзия. «Лианозовская школа»: Е. Кропивницкий, Г. Сапгир, И. Холин и др.Поэты «петербургской школы»: Е. Рейн, В. Кривулин, Е. Шварц. «Поэты–неоклассики» Б. Кенджеев, С. Гандлевский, А. Цветков, Ю. Кублановский. Поиск новой поэтики в стихах Г. Айги, А. Парщикова, А. Еременко, И. Жданова и др. Поэзия «концептуализма»: Вс. Некрасов, Д. Пригов и Л. Рубинштейн. Возрождение смеховой культуры в творчестве И. Иртеньева и Т. Кибирова. Игровой характер поэзии Куртуазных Маньеристов.
Драматургия «новой волны» (В. Славкин, Н. Садур, Гришковец, Н. Коляда и др.)
Мировое значение русской литературы ХХ в. Тенденции развития отечественной литературы в ХХI в.
1. Смысл детства в понимании Ф.М. Достоевского
Тема детства как способ выражения и обоснования христианской позиции Ф.М. Достоевского (чистота, любовь, слабость, незащищенность) в произведениях «Неточка Незванова», «Мальчик у Христа на елке».
2. Полифонизм романа «Преступление и наказание». Образ Родиона Раскольникова: сущность и истоки его теории, планы переустройства мира, «наказание» Раскольникова и его путь к духовному возрождению.
3. Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот». Проблема любви-ненависти, гордости, страсти и смирения. Психологизм романа.
4. «Братья Карамазовы»: идейное содержание романа и его нравственно-философская основа, система образов. Место и роль темы детства в романе «Братья Карамазовы»:
значение для романа и способ описания детства главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы, Смердяков.)
Художественные тексты:
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. «Неточка Незванова». «Мальчик у Христа на елке». Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Речь о Пушкине.
Литература:
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963.
2. Белов С.В. Роман «Преступление и наказание». Комментарии.
3. История русской литературы XIX в., 1840–1860 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
4. История русской литературы XIX в., 1870–1890 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000
5. Карякин Ю. Достоевский и конец 21 в. – М., 1989.
6. Померанец Г. Заглянуть в будущее. Встречи с Ф.М. Достоевским. –