Экономический кризис 1974-75г. и структурная перестройка японской экономики

По уровню эк-го развития Япония на 2 месте. Этому способствовали низкий уровень цен на сырье и энергоресурсы на внешних рынках.

Но в результате войны в 1973г на ближ. востоке и увеличения цен на нефть, энергосырье. Япония оказалась неконкурентоспособной. Именно нефтяной шок яв-ся причиной первого послевоенного спада производства. В 1974г. объем промыш-го производства сократился на 2%, обанкротилось 11,5 тыс. предприятий, безработица-750тыс до 2 млн. человек, инфляция – 32% в год.

Япония постепенно выбиралась из кризиса, но преодолеть инфляцию не удается, а кол-во банкротов даже увеличивается + выросшие цены на нефть остаются на прежнем уровне, в 2 раза увеличились в нач 70х.

Новая ситуация заставила Японию пойти на структурную перестройку эк-ки, которая приводилась на 3х уровнях:

1. Сокращение энерго и материальных производств.

2. Реконструкция старых отраслей, пострадавших от конкуренции.

3. Развитие таких областей высоких технологий как роботехника, волоконная оптика, программирование, лазерные технологии.

Япония добивается новых значительных успехов в развитии старых отраслей пром-ти

На 1ый план начинают выходить недавно появившиеся производители электроники: Мацусито (Panasonic).

Объем электроники увеличился в 63р, компьютерной техники в 7 р, больше внимание уделяется к развитию фундаментальной науки, высшему образованию.

В 1975г Японские кампании тратили на разработку проектов 75 млн, потом больше.

С 1976 ВНП Японии рос. В н. 90х-мировой денежный центр.

С 1986-91- Японские вложения зарубежном превысили 200 млрд. дол.

Экономический рост как и прежде сопровождался повышением уровня жизни основной массы населения.

В 1987г по доходу на душу населения Япония обогнала США, 90% Японцев причисляли себя к среднему классу.

Но в нач. 90х бурный рост эк-ки сменился продолжительным застоем. Он был вызван перегревом японской экономики га фоне упадка в странах зап. Европы, США, было связано с ростом конкуренции со стороны бурно развивающихся стран Ю-В Азии и стран Лат Америки.

К августу 1992 г. индекс никей (фондовый рынок) упал с 39 до 41 пунктов. Деловая активность снизилась, показатели экон-го роста упали до уровня ниже 1% в год, в стране - банковский кризис, вызванный обострением проблемы выплаты кредитов.

Банковский кризис 1995г. не позволил Японии удержаться на плаву во время Азиатского кризиса 1997г., когда рост безработицы достиг рекордных отметок за послевоенную историю.

В ноябре 1997г. обанкротились 2 крупнейших банка страны. Уровень безработицы весной 2000г. достиг 4,9%.

30.политическое развитие японии в 1970-начале 2000х годов. Экономические кризисы 70-90х сказались на политической стабильности в стране и способствовали потере либерал- демократами монополии на власть. Большинство японцев хотели видеть у власти др.партию, главные претензии сводились к коррупции бюрократизации, нежелании считаться с общественным мнением. попытки либерал- демократов изжить коррупцию оканчивались провалом. 1983- суд приговорил к штрафу(500 млн йен) и тюрьме бывшего премьер- министра Тонака, который был изобличен в получении взятки. Однако либерал- демократы отказались снять снять с него депутатскую неприкосновенность, несмотря на месс.бойкот депутатами оппозиции. дело тонако привело к расколу правящей партии, которую покинул ряд политиков, образовавших политическую организацию «нов.либеральный клуб». Для ЛДПЯ это обернулось потерей избирательных голосов. На выборах 1976 года ЛДПЯ набрали 42% голосов, но не смогли набрать большинства голосов. А в 1984 были вынуждены пойти на создание в японии первого коалиционного правительства, пригласив представителей нового либерального клуба. Нов.коррупционный скандал 1986 года, неспособность с-д справиться с экон-им кризисом 90-х годов----ЛДПЯ теряют контроль над парламентом. Партию начинают покидать молодые политики, которые создают новые политические организации, в том числе Японскую новую партию и Японскую партию обновления. лидеры этих партий и СДПЯ получили возможность в 90-е годы сформировать собственные правительства, отстранив либералов от власти на 2.5 года. Лишь в январе 1996 года ЛДПЯ смогла вернуть контроль над правительством. Но коалиционный характер кабинета не изменился. Л-д были вынуждены искать поддержку у партий среднего пути и у социалистов---- такие правительства были неустойчивыми и не имели доверия в стране для проведения преобразований в экономике. Частая смена коалиционного кабинета вызвала в японии разговоры о необходимости самороспуска ЛДПЯ, о формировании «нормальной» системы, о преодолении коррупции и привлечении в политику более ярких личностей, способных справиться с эк-ой депрессией 90-х годов. Этим человеком стал Дзенадиро Коидзуми, который возглавил партию и правительство в апреле 2001г это лидер новой формации в японии, яркая личность в партии ЛДПЯ, который вновь привлек к партии избирателей. Его рейтинг в стране- 60-80%. На фоне высокого рейтинга летом большинство мест в палате советников, а осенью 2003- и в палате представителей, что позволило создать монопольное правительство. Одновременно, что правительство реализует назревшие реформы, в японии большими темпами начинает расти ВВП. В конце 2003- 7%. 2003-2004- японии удалось преодолеть револьвацию(удорожание)йены, которая негативно сказывалась на на японском экпорте.понижение безработицы. В качестве одной из мер по борьбе с депрессией правительство поддержало списание «плохих долгов». Было рассчитано на 7 лет, грозило финансовыми проблемами банкам, но была необходима. Всего японское правительство потратило 18 триллионов йен. К 2005 году – неликвидные долги снизились в 2 раза, а банковский бизнес был перестроен и спокоен в условиях мирового экономического кризис 2008 года, даже покупая амер активы. 2003- правительство отменило правило о минимальном уставном капитале, что расширило возможность для создания нов.компаний, были сокращены гос.расходы, правительство отказалось выплачивать гос.долги предприятиям, нач. их реконструкцию. Главной реформой стала преватизация гос.почтовой службы, кот.является крупным финансовым учреждением. Не смотря на серьезное сопротивление, в том числе в среде ЛДПЯ, Коидзуми добился принятия законопроекта, реализация которого началась осенью 2007 года, по которому предлагается создать крупный банк, крапную службу почтовой доставки в мире, компанию, упр-ую почтовой отправкой. К 2017 году акции этих компаний должны полностью перейти в частные руки---- частный сектор оживит экономику.в области внешней политики Коидзуми был сторонником курса другого японского премьер –министра ясухира накасонэ., который в 80х годах высказался за подведение итогов послевоенной политики, отказ от ограничений,, наложенных на японию в период амер.окупации.это касается 4 антивоенной статьи в конституции, кот.л-д вынесли на обсуждение в конце 2005 года- указ-ся что япония имеет право на полноценную армию самообороны, не ограничивается ее финансирование, допускается использование армии за рубежом. Коидзуми добился принятия закона о противодействии терроризму, это позволило яп.силам оказать тех.поддержку международным контр террористическим силам в афганистане и ираке-----поднял статус японии. Он воскресил японо амер союз, который потерял смысл после распада СССР.союз направлен на восстановление региональной системы, коллективного сдерживания китая и сев.кореи.т.о. США выступает за восстановление военной мощи своего прежнего соперника. Однако плановая отставка коидзуми в сен 2006 обернулась возникновением всех прежних проблем. К власти в стране и в ЛДПЯ вернулась прежняя партийная номенклатура. Сен 2008- новый премьер- министр Таро АСо претендовал на пост еще в 2001,2006 и 2007. Ассо не обладает доверием у простых японцев, не лучше были его предшественники, успели отличиться провальной пенсионной реформой и непопулярным законопроектом по медицине, коррупционными скандалами в их правительстве. Синдза Абэ- премьер- министр в 2006-2007 году,успешно продолжил внешне- политический курс Коидзуми, превратив департамент обороны в военное министерство, но в области внутренней политике заслужил обвинение в некомпетентности. В рез-те л-д потерпели сокрушительное поражение на выборах в палате советников в июле 2007 и большинство перешло к оппозиции – демократической партии. Основные законопроекты ЛДПЯ наталкивались в верховной палате на вето демократов., которые поставили задачу добиться досрочных выборов и сформировать собственное правительство. Судьба нового премьера Таро Аса незавидна в условиях мирового экономического кризиса, ожидается, что яп.ВВП в 2008 году едва превысит 1%, снижение производства, инфляция за последние 10 лет- 2% в год. Снижение положит.сальдо яп.внеш.торговли, Индекс НКснизился в 2 раза с 14 млн фунтов. Средний доход японцев снизился до уовня 2004(56 тыс долларов в год). Правительство Асо поддержало программу поддержки финансовых рынков, обещает до конца этого года првести снижение налогов, оказать помощь японским корпорациям, звучат обещания решить проблему гос.долга.первичного профицита бюджета Асо предполагает добиться в 2011 году. Назревает очередная пенсионная реформа, об улучшении соц защиты условий труда женщин. Однако при отсутствии народной поддержки трудно представить каким образом Асо справится с проблемами, вряд ли сможет продолжить реформы(преватизация почтовой службы). Т.о., перспективы развития японии и перспективы развития ЛДПЯ не саамы е радужные. япония вновь вернулась в период премьерской чехарды и на следующих выборах может вновб потерять власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: