щая — с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых подписана как кгпИпе.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЕРАМИКИ, сложился в искусстве Древней Греции ок. 1Х-УШ вв. до н. э. в результате развития и разработки архаического типа керамических сосудов, украшенных орнаментом в виде концентрических кругов, полос, волнистых линий. Изделия схожего типа были распространены в Средней и Южной Греции, на Кикладских островах, Крите и Кипре.
Лучшими образцами Г. с. к. считаются афинские вазы VIII в. до н. э. Их росписи отличаются художественным совершенством, изяществом исполнения и точным соответствием форме сосуда. Рисунки выполнялись блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют лаком. Особую декоративность керамическим изделиям придает расположение орнамента полосами-фризами по горизонтали, с четким отделением каждой полосы. В каждом орнаментальном фризе повторяется один основной геометрический узор. Чаще других встречаются треугольники с сетчатым заполнением, ромбы с точкой в середине и разнообразные варианты рисунка из переплетающихся ломаных линий —
|
|
ские резчики достигли при обработке изумруда и сапфира. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид (придворный мастер императора Августа). Римские мастера создают портретные Г. и многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (Г. «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до к а). Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 г. изготовление христианских эмблем (крест, голубь, рыба, якорь).
Г. использовались не только для печатей или украшений, но также и в качестве амулетов, чему способствовала вера в магические свойства драгоценных камней. Художественная и научная ценность Г. является общепризнанной; еще во времена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто использовались как наглядный материал по античному искусству.
Литература:
Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926.
ГЕНЕЛЕЙ, греческий скульптор, работавший в середине VI в. до н. э. на о. Самос. Г. — создатель найденной на Самосе скульптурной группы из шести фигур на общем постаменте, посвященной Гере. Сохранилась сидящая фигура с надписью Г., лежа-