Генелей



щая — с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых подписана как кгпИпе.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЕРАМИКИ, сло­жился в искусстве Древней Греции ок. 1Х-УШ вв. до н. э. в результате развития и разработки архаи­ческого типа керамических сосудов, украшенных орнаментом в виде концентрических кругов, по­лос, волнистых линий. Изделия схожего типа были распространены в Средней и Южной Греции, на Кикладских островах, Крите и Кипре.

Лучшими образцами Г. с. к. считаются афинские вазы VIII в. до н. э. Их росписи отличаются художе­ственным совершенством, изяществом исполнения и точным соответствием форме сосуда. Рисунки выполнялись блестящей темно-коричневой крас­кой, которую условно называют лаком. Особую де­коративность керамическим изделиям придает расположение орнамента полосами-фризами по горизонтали, с четким отделением каждой полосы. В каждом орнаментальном фризе повторяется один основной геометрический узор. Чаще других встре­чаются треугольники с сетчатым заполнением, ром­бы с точкой в середине и разнообразные варианты рисунка из переплетающихся ломаных линий —



ские резчики достигли при обработке изумруда и сапфира. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мас­терами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид (придворный мастер императора Августа). Римские мастера создают портретные Г. и многофигурные камеи с мифоло­гическими и аллегорическими изображениями (Г. «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до к а). Новым стимулом к разви­тию глиптики послужило ок. 200 г. изготовление христианских эмблем (крест, голубь, рыба, якорь).

Г. использовались не только для печатей или украшений, но также и в качестве амулетов, чему способствовала вера в магические свойства драгоценных камней. Художественная и научная ценность Г. является общепризнанной; еще во вре­мена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто ис­пользовались как наглядный материал по антично­му искусству.

Литература:

Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926.

ГЕНЕЛЕЙ, греческий скульптор, работавший в середине VI в. до н. э. на о. Самос. Г. — создатель найденной на Самосе скульптурной группы из ше­сти фигур на общем постаменте, посвященной Гере. Сохранилась сидящая фигура с надписью Г., лежа-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: