Мирон
АНТИЧНОСТЬ
Крите микенских правителей. Почти все дворцо-зые комплексы Крита были построены по типу Кносского. Наиболее интересным является дворец з Фесте на южном побережье Крита, скомпонованный вокруг открытого двора с колоннадами. Монументальный западный фасад его был украшен:пирокой каменной лестницей. Ансамбль Феста примечателен также тремя мощеными дворами,:вятилищами и театральной площадкой со ступенями-скамьями для 500 зрителей. Дворец в Мал-тии, в отличие от Кносского, был, видимо, лишен росписей и архитектурных украшений, характерных для остальных комплексов; планировка же -го, сохранившаяся лучше других, была очередным вариантом Кносса. Позже других был раскопан.творец возле селения Като Закрое на восточном побережье Крита. Город, существовавший на месте селения, был также крупным портом, в связи
чем искусство закросских мастеров тематически тесно связано с морем. Здесь была найдена керамика с росписью в морском стиле, характерном для позднего дворцового периода, и клад из драгоценных предметов, в том числе золотая голова быка, являвшегося на Крите символом плодородия.
|
|
Гигантский пифос из дворца в Маллии. Крит. XVI в. до н. э |
Расцвет критской живописи относится к XVI в. до н. э. Ведущую роль играла фресковая стенная роспись и расписные изделия из камня и керамики. В технике фрески расписан каменный саркофаг из
Золотое кольцо с изображением священных игр с быком. Ок. XVI в. до н. э.
Агиа-Триады (вторая половина XV в. до н. э.); необычайным стилевым разнообразием отличаются сосуды с росписью, найденные во дворцах. Критская керамика высоко ценилась в Египте, на Востоке и в греческих городах Пелопоннеса. Уже в конце III тыс. до н. э. керамические изделия изготавливаются при помощи гончарного круга; тогда же применяется для их покрытия особая водонепроницаемая краска темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском. По местонахождению первых изделий они получили название «вазы Ка-марес». С течением времени изменяется и обогащается стиль минойской керамики; приемы критских мастеров подхватывают художники континентальных Микен. Памятники монументальной скульптуры на Крите не были обнаружены, как, видимо, не было и специальных культовых архитектурных сооружений. Вероятно, религиозные обряды отправлялись в помещениях дворцов, в пещерах и священных рощах. Среди священных статуй преобладают женские: это изображение богини-жрицы со змеями, статуэтки богини плодородия. Заметную роль среди ритуальных памятников играют гигантские каменные и глиняные пифосы, в которых хранилось оружие, священная утварь и драгоценные предметы погребений. На многих изделиях ритуального назначения помещались изображения двойного топора-лабриса или фигурок быка.
|
|
Литература:
Пендлбери Дж. Археология Крита: Пер. с англ. М., 1950.
МИРОН (Мугоп) из Элевтер, прославленный древнегреческий скульптор первой половины V в. до н. а, старший современник Фидия и Поликлета. Родился в Беотии, прошел обучение у крупнейшего мастера начала V в. до н. э. Агелада. Работал