ПРАКТИЧЕСКИЕ
Учебно-методический комплекс модуля
Кафедра литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лекция № 8.
Тема: Славянские литературы
Милан Кундера (1929) (Чехия). Постмодернистский деконструктивистский роман «Бессмертие» (1992 – пер. на русс. яз.) как «роман, рождённый из жеста», «роман возможностей». Основные темы романа. «Литературность» произведения..
Автор как комментатор. Описание хронотопа романа. Основные темы произведения.
Милорад Павич (Сербия), роман «Хазарский словарь» как роман-энциклопедия, словарь, кроссворд. Мифологическая модель мира в постмодернистском произведении М. Павича. Версификация как основа построения текста произведения. Интенциональность и интертекстуальность постмодернистских произведений.
К руг интересов Павича как писателя.
МП пишет в традиционной для ПМ-й литературы технике палимпсеста, когда герои, сюжеты, цитаты, кочуют из пр-я в пр-е и в новом контексте обретают новую жизнь.
Роман «Хазарский словарь» (1984) – «первая книга ХХI века», пр-е, которое существует на бумаге и на CD-ROMе (т.е. его можно читать в компьютерной версии, перемещаясь по истории хазарской полемики, как по ИНТЕРНЕТу, с помощью мышки в индивидуально выбранном направлении. Пособия к текстовым редакторам становятся ключом к пр-м МП → пр-я складываются в один огромный текст).
|
|
«ХС» перведён на многие языки мира. Его определяют как роман-лексикон. Основа романа. Существование романа одновременно в нескольких версиях.
Главный компонент романа – миф об Адаме.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
История зарубежной литературы (новейшая зарубежная литература)
Специальность
050301.65 Русский язык и литература
код наименование
Барнаул
Для успешного выполнения поставленных заданий студенту необходимо
- ознакомиться с текстом художественного произведения;
- сделать из него цитатные выписки в дневник чтения;
- прочитать материалы, изложенные в учебнике/учебном пособии, обращая внимание на факты биографии писателя;
- внимательно прочитать и законспектировать (по необходимости) предложенную в списке к практическому занятию критическую и исследовательскую литературу;
- обратить внимание на терминологический минимум занятия, по необходимости обратиться к словарю литературоведческих терминов, выписать и выучить термины;
- уметь полно ответить на каждый вопрос, вынесенный на практическое занятие, опираясь на знание художественного текста и изученного в ходе подготовки к занятию материала.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_
|
|
Тема:
Постмодернизм как художественный метод и литературное направление
(наименование темы)
Продолжительность _4_ часа
План практического занятия
1. Объективные предпосылки (исторические, литературные) возникновения постмодернизма в зарубежных литературах. Временные рамки явления. Термин «постмодернизм»
2. Главные признаки постмодернизма:
а) интертекстуальность как семиотическое понимание реальности:
- функции цитаты; гипертекст (коллаж как его вариация, отличие коллажа постмодернистского от модернистского);
- особое положение автора;
- видение и познание мира постмодернистами. Структура мира. Виртуальная реальность;
б) игра как антимиметическая стратегия. Ситуация «языковой игры» и «литературной игры». Семантика игры, её специфика
3. Сделать выписки из работ И. Ильина (№ 7), В. Руднева (№10), Н. Маньковской (№ 12), Р. Барта (№ 2)