План проведения 2 части практического занятия
План проведения 1 части практического занятия
1. Вводное (10-15 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории в России в XIX – XX вв.»
2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания 2.1.-2.5, 3.1. к практическому занятию).
3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).
4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
5. В процессе выступлений студентов и их обсуждения группа составляет 2 таблицы по следующей форме:
Д.И. Писарев | Н.Г. Чернышевский | Н.А. Добролюбов | Н.И. Пирогов | П.Г. Редкин | |
Об идеале человека | |||||
О смысле его жизни | |||||
О цели воспитания | |||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
О стиле педагогического взаимодействия |
К.Д. Ушинский | Н.А. Корф | Л.Н. Толстой | П.Ф. Каптерев | В.Я. Стоюнин | |
Об идеале человека | |||||
О смысле его жизни | |||||
О цели воспитания | |||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
О стиле педагогического взаимодействия |
Часть 2 практического занятия по теме: «Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.» (2 часа)
1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.2.–3.5. к практическому занятию).
2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).
3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
5. В процессе выступлений студентов с докладами и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:
П.П. Блонский | А.С. Макаренко | В.А. Сухомлинский | Педагоги-новаторы | Педагоги русского зарубежья | |
Об идеале человека | |||||
О смысле его жизни | |||||
О цели воспитания | |||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
О стиле педагогического взаимодействия |
1. Заслушивание докладов (см.: задания к практическому занятию).
2. Провести блиц-опрос, направленный на выявление оценок и мнений студентов о состоянии и перспективах развития общего и высшего педагогического образования в России.
3. Преподаватель должен резервировать время для того что обобщить самооценки студентов о результатах их работы по освоению учебного материала курса «Теория обучения, представленные в формах 1 и 2 Приложения 3. Целесообразно с согласия студентов (!) озвучить самооценки 2-3 студентов и вместе с группой деликатно (!) определить степень их адекватности, опираясь на наблюдения преподавателя и членов группы.
Литература к практическому занятию по теме:
«Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.»
Антология педагогической мысли России второй половины XIX в.– начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.
Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М., 2000.
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.
Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой и др. М., 1986.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 / Под ред. Н.П. Кузина, З.И. Равкина. М., 1980.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1986 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1987.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М,1976.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991.
Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия / Сост.Е.Г. Оссовский, О.Е. Оссовский. М., 1996.
Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М.,1995.
Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В.Н. Сороке-Росинском). М., 1991.
Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1978-1980.
Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. М., 1983.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т.3. М., 1984.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Пед. соч.: В 8 т. Т.4. М., 1984.
Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.
Помяловский Н.Г. Очерки бурсы // Помяловский Н., Успенский Г. Очерки бурсы. Нравы Растеряевой улицы. Будка. «Выпрямила». М., 2003.
Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.
Степанова Л.А. С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века // Педагогика. 2009. №1.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.,1979-1981.
Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1974.
Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.
Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М., 1994.
Дридгер К.А. Проблема народности воспитания в России первой половины XIX в.: Официальная славянофильская позиция // Педагогика. 2008. № 2.
Трофимова Н.М. А.С.Макаренко: педагогика, устремленная в будущее // Педагогика. 2003. № 2.
Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.
Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.
Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.
Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX –XX веков. М., 2002.
Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.
Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Российское образование на переломе эпох. Рост он/Д.,2002.
Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.
Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. №2.
Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1997.
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Ч.1. Исторический очерк развития дидактики // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.
Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.
Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– начала XX в.). М., 1994.
Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.
Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 1993.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
Осовский Е.Г. Педагогика русского зарубежья. М., 1997.
Педагогический поиск. М., 1988.
Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М., 1990.
Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. М.,1972.
Фролов А.А. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. М., 1989.
Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1979.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1980.