Культура Киевской Руси

Причины и последствия феодальной раздробленности Киевской Руси

Возникновение феодальной раздробленности связано с ослаблением центральной власти, с одной стороны, с усилением местной аристократической верхушки с другой. Другой причиной возникновения феодальной раздробленности является достаточно высокий уровень экономического развития различных областей государства.

Вообще, государство возникает первоначально чаще всего как реакция на внешнюю угрозу. Для этого необходим сильный лидер, который в состоянии сплотить вокруг себя наиболее боеспособную и активную часть знати.

Примерно такую картину мы видим во времена Киевской Руси. Не будем спорить варяги принесли нам государство, или оно возникло на базе местных племен. Важно, что сильная личность, которой явился Рюрик, огнем и мечом добившись единства полян, стал расширять границы, подчиняя новые народы, причем, все они были экономически и политически слабее Киева.

Теперь посмотрим на XI век, когда окончательно феодальная раздробленность Руси окончательно оформилась на Любечском съезде князей (1097 год). Несмотря на наличие такой сильной политической фигуры как Владимир Мономах, Русь распадается на ряд княжеств, причем князья сообща договариваются каждому держать «вотчину свою». Здесь мы видим, как равные экономически и политически княжества, не находят основы для объединения, и даже угроза со стороны степи не в состоянии вновь объединить Русь. А зачем? Во всех княжествах производится одно и тоже, торговать имеет смысл разве что с дальними странами, Востоком, например. Экономической основы для единства нет, аристократия в каждом княжестве желает быть главнее всех, и категорически не хочет подчиняться Великому князю. В результате мы получаем на Руси классическую феодальную раздробленность.

Ее последствия были многозначны. Для каждого отдельно взятого княжества XII-XIII века они довольно печальны. Монголо-татарам сопротивляться ни одно княжество не смогло. Но в то же время, раздробленность – необходимый исторический период в истории любой страны

1. Появление собственной письменности имела чрезвычайно важное значение для развития восточнославянской сообщества. Сохранились сообщения о том, что в XI в. восточные славяне имели собственную письменность, или «русские письмена». В частности, в произведении «Сказание о письмена»болгарского писателя Черноризца Храбра, жившего на рубеже IX-Xвека, упоминается, что до принятия христианства славяне пользовались для письма собственными «чертами и резами». Славянский просветитель Кирилл Солунский Напомним, что в начале 60-х гг IX в. он видел в Херсонесе писанные «русскими письменами»Евангелие и Псалтырь.

Подтверждение существование «русских письмен» можно найти в летописных описаниях содержаниярусско-византийских соглашений 911 и 944 гг Первый указывает на руский обычай писать духовные завещания на случай смерти, а во втором требуется, чтобы купцы, прибывали из Руси в Константинополь, имели при себе специальные грамоты,подписаны князем.

Послевведения христианства на Руси распространилась изобретена учениками братьев-просветителей Кирилла и Мефодия азбука - кириллица. Одновременно появилась церковнославянский(Или старославянский) язык, который вытеснил из обихода более давнюю живой народный язык.

2. Устное народное и музыкальное творчество. Лучше понять духовную жизнь восточных славян позволяет устное народное и музыкальное творчество эпохи Киевской Руси. Устное народное творчество этого периода разнообразна: былины, предания, песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

В былинах воспевались военные победы киевских князей и их жен. К древнейших относится группа былин о князе Владимире Красное Солнышко, который вместе с богатырями Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыня Никитич защищает Киевскую Русь от врагов.

Древнейшими среди восточнославянских народных песен обрядовые, которые возникли еще в дохристианские времена. Они связаны с празднованием наступления весны инового года, празднованием праздников урожая и солнца, обрядами свадьбы и похорон.

Загадки, пословицы и поговорки в сжатой и остроумной форме отражают жизненный опыт и мудрость народа.

К эпохи Киевской Движении относится возникновение известных всем сказок о Бабу-Ягу, Змея Горыныча, Кирилла Кожемяку, Вернигору, Котигорошка и многие другие. У них русичи высказывали свои взгляды на добро и зло, правду и неправду.

3. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Археологические и летописные находки свидетельствуют о высоком уровне развития архитектуры Киевской Руси.

В частности, каждый из крупных русских «градов» имел достаточно сложную для своего времени систему оборонительных укреплений. Они состояли из валов, насыпанных на деревянные клети и окруженных глубоким рвом. На валах сооружались деревянные стены с оборонительными башнями

. Анализ летописных свидетельств позволил исследователям сделать вывод, что первым каменным светской сооружением в Киеве был предположительно, дворец княгини Ольги. Первым каменным церковной сооружением Киевской Руси, как вы знаете, считается Десятинная церковь, построена на Старокиевской горе конце X в. Она стала лучшей зданием «города Владимира». Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что это был большой храм,внутреннее пространство которого перекрывалось сводами в форме креста, а летопись сообщает, что он имел много куполов. Пол был украшен мозаикой из цветного мрамора необычайной красоты, а стены расписаны фресками.

Мозаика - Изображение или узор, сделанный из отдельных, плотно подогнанных друг к другу и закрепленных на специальном растворе разноцветных кусочков стекла, мрамора, камней и т.д.

Фреска - Картина, написанная красками (водяными или на известковом молоке) на свежей сырой штукатурке.

В Киеве археологи также обнаружили остатки двух княжеских дворцов с продольными фасадными галереями, построенных в конце X - начале XI в.

Настоящим шедевром архитектуры Киевской Руси считается Софийский собор в Киеве. Закладывая собор, князь Ярослав оставил ему центральное и самое высокое место в «городе Ярослава». Поэтому через которые ворота путешественник не входил в Киев, ему прежде все было видно многокупольную сооружение Софийского собора. Внешне собор отличался исключительной красотой. Это был величественный крестово-купольный храм, внутреннее пространство которого состоял из пяти нефов - продольных пространств между рядами столбов. С севера, запада и юга его окружал двойной ряд галерей, а сверху он был увенчан тринадцатью куполами.

В X – начале XI в. в храмостроительстве Киевской Руси преобладали византийские традиции. Их можно увидеть в зданиях Десятинной церкви в Киеве и Спасо- Преображенскогособора в Чернигове (1031-1036). Возведение Софийского собора стало своеобразной переходной границей и наглядной появление новых славянских традиций в архитектуре Киевской Движении.

К ярким и неповторимых явлений изобразительного искусства Киевской Руси, кроме мозаик и фресок, принадлежит иконопись.

Выводы: Письменность у восточных славян возникла задолго допринятия христианства. После крещения Руси князем Владимиром существующая системаписьма стала вытесняться кириллицей.

Исследование общего хода речевогоразвития на восточнославянской территории позволили ученым определить явления,свидетельствуют о формировании украинского языка.

К значительным достижениям культуры Русипринадлежат ее устное народное и музыкальное творчество. В них усматривают истоки современногоукраинского фольклора.

Высокого уровня развития достиглиархитектура и изобразительное искусство Киевской Руси. Русские строители ихудожники использовали в своем творчестве достижения мастеров Византии,развивая и совершенствуя их творческие приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: