трепанная одежда. Но зато все будущее Китая целиком зависит от этих способных молодых людей». Борьба по вопросам единого фронта продолжалась и на I съезде гоминьдана.
Съезд открылся в Гуанчжоу 20 января 1924 г. На нем присутствовали 165 делегатов, частично избранных местными организациями партии, частично назначенных Сунь Ят-сеном (среди назначенных делегатов были лидеры КПК Чэнь Ду-сю, Ли Да-чжао, Тань Пин-шань). Из коммунистов наиболее активное участие в борьбе съезда принимал Ли Да-чжао, избранный членом президиума и трех (из четырех) комиссий; на одном из заседаний он председательствовал. Из левых гоминьдановцев видную роль в работе съезда играл Ляо Чжун-кай. С другой стороны, правые также получили часть мест в руководящих органах съезда. В целом между силами правых и левых (включая коммунистов) создалось известное равновесие. Тем большее значение имела позиция Сунь Ят-сена с его авторитетом. В речи на съезде по вопросу о реорганизации гоминьдана Сунь Ят-сен вновь обратился к опыту РКП (б): «У нас не было тех совершенных методов, которые дали возможность русским революционерам пресекать любые попытки подорвать партию изнутри. Вот почему, начавшись на шесть лет позже, русская революция уже победила, а китайская до сих пор терпит поражение».
Огромное уважение Сунь Ят-сена к В. И. Ленину еще раз проявилось в дни работы съезда, когда в Китай пришло известие о смерти вождя трудящихся всего мира, основателя Советского государства. В своей речи о В. И. Ленине Сунь Ят-сен вновь подчеркнул значение для Китая русской революции: «Ленин — это великий организатор революционных побед, гений революции, замечательный образец революционера. И вот Ленина не стало. Какие же мысли рождает у нас его образ и какой урок мы должны извлечь для себя, думая о нем? Мне кажется, что революционная партия Китая может извлечь немалый урок. В чем же его смысл? В том, что мы должны укрепить фундамент нашей партии и сделать ее такой же хорошо организованной и сильной, как революционная партия России. Такова и цель настоящего съезда... Сила идей Ленина, его боевой дух и вся его деятельность воплощены в самой партии. Ленин умер, но дух его живет. Вот что является самым поучительным для нас». По предложению Сунь Ят-сена съезд на три дня прервал работу. В Гуанчжоу были вывешены траурные флаги, повсюду проходили траурные собрания и митинги памяти Ленина.
Наиболее важным результатом работы I съезда гоминьдана было оформление единого фронта и превращение гоминьдана в партию блока различных классов, готовых бороться против империалистического господства в Китае: рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии, интеллигенции, национальной буржуазии. Вместе с тем в партию входили и помещики, и милитаристы, и политиканы, и старые бюрократы. Их представители — правые делегаты съезда пытались сорвать единый фронт с коммунистами, добиваясь внесения в устав гоминьдана пункта, запрещающего его членам состоять в других партиях (т. е. КПК). Съезд отверг эти притязания, подтвердив таким образом право коммунистов быть членами гоминьдана. Пятую часть избранного съездом по предложению Сунь Ят-сена ЦИК гоминьдана составили коммунисты, среди них Ли Да-чжао. Член КПК Тань Пин-шань стал членом Постоянного комитета (Политбюро) ЦИК гоминьдана и заведующим орготделом ЦИК, коммунист Линь Бо-цюй возглавил крестьянский отдел ЦИК. Секретарями почти всех отделов ЦИК были коммунисты.
Важнейшим документом реорганизованного гоминьдана был манифест его I съезда, являвшийся результатом совместной работы
Сунь Ят-сена, его последователей, а также деятелей КПК и представителя Коминтерна. В манифесте давалась новая трактовка трех народных принципов, iß значительной мере отражавшая рекомендации, которые содержались в резолюции Президиума ИККИ от 28 ноября 1923 г. по вопросу о национально-освободительном движении в Китае и о партии гоминьдан. «Принцип национализма, — говорилось в манифесте,— имеет две стороны: национальное освобождение всего Китая; равноправие всех национальностей, населяющих Китай». Выдвигалась задача уничтожения империалистического господства, и борьбы против китайских милитаристов, «которые действуют в сговоре с империалистами». Принцип «народовластия» (демократизм) предусматривал, что «в Республике демократическими правами может пользоваться только народ», а враги Республики должны быть лишены этих прав. В трактовке принципа «народовластия» прямо подчеркивалось его отличие от буржуазной демократии, которая «зачастую монополизируется буржуазией и обращается в орудие угнетения простого народа». Третий принцип Сунь Ят-сена — «народное благоденствие» — включал требования «ограничения капитала» (национализации банков, транспорта, крупных предприятий монополистического характера) и «уравнения прав на землю», т. е. постепенного наделения крестьян землей, выкупленной у помещиков. Принцип народного благоденствия предусматривал также улучшение условий жизни и труда рабочих и крестьян, на которых «национальное революционное движение должно опираться».
В целом три народных принципа в новой трактовке с их антиимпериалистической направленностью и антикапиталистической окраской (в плане борьбы против крупной буржуазии) отражали влияние на Сунь Ят-сена идей Октября, сотрудничества с СССР, Коминтерном, КПК. Это не означало, что Сунь Ят-сен перешел на позиции научного социализма. Его понимание социализма и путей к нему сильно отличалось от марксистско-ленинского, в то же время он отвергал антикоммунистические взгляды правых гоминьдановцев. Углубление программы борьбы и преобразований, осуществленное на I съезде гоминьдана, отражало критическое отношение Сунь Ят-сена к капитализму как общественному строю, скомпрометировавшему себя не только в глазах сознательных рабочих и прогрессивной интеллигенции на Западе, но и в колониальном мире, где он ассоциировался с империалистической агрессией и угнетением.
Манифест содержал также характеристику положения Китая и программу гоминьдана, в которой конкретизировались требования, определявшиеся тремя народными принципами: отмена неравноправных договоров, введение всеобщих выборов и демократических свобод, запрещение поборов, улучшение условий жизни крестьян и рабочих, помощь их организациям, выработка закона о труде, право выкупа помещичьей земли, ограничение капитала, равноправие женщин, распространение образования.
Создание единого национально-революционного фронта было крупной победой революционных сил Китая. Но ожесточенная борьба между реакционными и прогрессивными силами внутри гоминьдана, представлявшего собой организационную форму единого фронта, не прекращалась. Правые продолжали добиваться исключения коммунистов из гоминьдана, выступали против политики сотрудничества^ с СССР. При этом они применяли самые различные методы — от клеветы до убийств. С принятием тактики единого фронта некоторые члены КПК стали переоценивать гоминьдан и даже предлагали принять его в Коминтерн, что вело к ликвидации КПК. С другой стороны, в КПК сохранились
18*
сектантские взгляды, мешавшие осуществлению тактики единого фронта.
Внутренние противоречия были присущи единому национально-революционному фронту, в котором объединились различные социальные слои. Вместе с тем интересы участвовавших в едином фронте классов создавали основу для совместной борьбы против империализма и милитаризма. Первоочередной задачей было укрепление и расширение революционной базы в пров. Гуандун. Эта задача решалась развитием массового движения, организаций рабочих и крестьян и созданием надежной армии, способной при поддержке народа разбить контрреволюционные силы и укрепить положение правительства Сунь Ят-сена. В качестве ядра такой армии руководство гоминьдана при содействии СССР создало военную школу на о-ве Хуанпу (Вампу). Ее начальником Сунь Ят-сен назначил Чан Кай-ши, комиссаром — левого гоминьдановца Ляо Чжун-кая. Среди курсантов школы Хуанпу была организована по образцу советской Красной Армии политработа, которой руководили коммунисты Чжоу Энь-лай, Шэн Шэн, Юнь Дай-ин. В школе, а также в войсках правительства Сунь Ят-сена трудились советские военные советники, передававшие военный опыт вооруженных сил СССР. Наша страна оказала и материальную помощь правительству Сунь Ят-сена в создании революционной армии. Всей этой работой руководили главные военные советники — герои гражданской войны в СССР П. А. Павлов, а затем В. К. Блюхер.