Билет №7. Общественое движение в России 30-40х гг. 19в

Главным толчком к развитию общественной мысли формированию политических движений в России послужило восстание декабристов. Как следствие появлялись различного рода кружки и тайные общества. В 1820-30 гг. Ядро этих организаций составляли студенты Московского университета. Кружок братьев Критских разделял программу декрбристов; кружок Сунгурова выступал за переворот; в кружках Белинского, Герцена, Огарева, Станкевича изучалась теория утопического социализма, западная философия.
На рубеже 30-40х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. Журнал «Московский телеграф» (1825-34гг.) под началом Полева печатал статьи по юриспруденции, музыке, истории, а сам Полев опубликовал 6томник «Истории русскаго народа». Автор старался народное начало в истории России через аспекты народного быта и фольклора.
Другим популярным журналом 30х был «Телескоп». Он издавался профессором Московского университета Надеждиным. В журнале публиковались статьи философского содержания, пропагандировались взгляды немецких философов-идеалистов. Издатель и его товарищи не скрывали своего критического отношения к теории официальной народности Уварова. В 1936г. «Телескоп» напечатал «Философское письмо» Чаадаева (ведь в молодости он входил в «Союз благоденствия», огонь), где заявляется «Прошлое ее (России) бесполезно, настоящее – тщетно, а будущего никакого у нее нет». После этого журнал закрыли, Надеждина выслали из Москвы, а Чаадаева вообще объявили сумасшедшим.
Однако написанное Чаадаевым обнажило давно назревшие проблемы и возымело определенный эффект. Так в России формируются два идейных течения – славянофилы и западники. После непродолжительных танцев славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России, которая, по их мнению, заключалась в общине и православности православной церкви. «Сила власти – царю, сила мнения - народу». Они идеализировали допетровскую Русь и демонизировали петровские реформы, сбившие страну с самобытного пути. Яркие: Хомяков, Киреевский, Аксаков.
Идеалом западников, напротив, являлись реформы i-Петра. В сфере гос.уклада они ориентировались на конституционную монархию и вообще с восторгом смотрели на заграницу. Среди приоритетных задач западники выделяли ликвидацию крепостного права, реформы по всем фронтам и демократизацию власти. Яркие: Соловьев, Чичерин, Грановский, Кавелин.
Литературная полемика западников и славянофилов (и славянофилофилов) во многом способствовала становлению либерального и революц-демократического течений. Одним из лидеров первого был Грановский, он критиковал крепостнический характер Николаевской власти и выступал за реформы. Революц-демократическое течение было представлено Белинским, Герценом и Огаревым, а так же петрашевцами – членами кружка Буташевича-Петрашевского, который возник в Петербурге в 1845г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: