Минусы подхода
Плюсы подхода
Культурологический
Минусы подхода
Цивилизация плохо систематизирует.
1. расплывчатость выделения критериев
2. трудно определить ментальность и дух развития чел-ка
3.
Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит организации, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сообществу.
Культура - часть духовной жизни общества.
Данный подход основан на том, что некоторые разделяют (противопоставляют) цивилизацию и культуру.
1. Цивилизация может иметь врага и быть разрушена, а культура не может иметь такого непосредственного врага.
2. Культура не имеет географически очерченных и временных границ.
Н: Изобрели колесо в эпоху неолита, и человек до сих пор им пользуется.
1. Культурные ценности только совершенствуются.
Он рассматривает культуру как отдельные достижения.
§ Деполитизация (существует много партий)
§ Деидеологизация (много идеологий: коммунистическая, религиозная, либеральная и т.д.)
§ Исторический (явление нужно рассматривать в развитии, в контексте с другими явлениями, применительно к данному времени, когда явление происходит)
§ Гуманизм
В последние 10-15 лет мысль отечественных историков всё больше обращается к цивилизационному методу. Он даёт возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные её грани и пояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Кроме того, этот подход даёт возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории. Всемирная история предстаёт перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остаётся много спорных, нерешённых вопросов.
Формационный подход, как известно, берёт за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Цивилизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т.е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости “надстройки “ от “базиса “.