Тема 7. Классики западноевропейской педагогики XIX века
Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XVII-XVIII веках
Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Развитие трех подходов к образованию: латинское направление, ориентация на греческую школьную традицию, старообрядчество. Роль в развитии образования Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий.
Просветительские реформы начала XVIII века. Организация государственных светских учебных заведений. Вклад Л. Ф. Магницкого в развитие методики светского школьного обучения. Зарождение и развитие профессионального образования.
Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М. В. Ломоносова в области просвещения.
Становление системы дворянского воспитания.
Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и ее реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.
Школьная реформа 1782 - 1786 гг. Деятельность Ф. И. Янковича по разработке документов реформы.
|
|
Пропаганда прогрессивных педагогических идей в журналах Н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи А. Н. Радищева.
Становление педагогической науки в XIX в. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И. Г. Песталоцци.
И. Ф. Гербарт о воспитании этического видения мира как цели образования, о содержании и методах нравственного воспитания. Дидактические взгляды И. Ф. Гербарта. Введение понятия «воспитывающее обучение».
Трактовка А. Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспитания. Развитие им принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и способов их реализации в учебном процессе. Разработка дидактики развивающего обучения.
Характеристика основных звеньев системы народного образования.
Школы для крестьянских детей в дворянских усадьбах. Создание специальных высших школ. Открытие первых лицеев. Царскосельский лицей. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России.
Политика царского правительства в области народного образования после разгрома восстания декабристов.
Типология российских гимназий середины ХIХ века. Развитие профессионального образования.
Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала ХIХ века.
Характеристика системы образования в Виленском учебном округе. Помещичьи, мещанские и монастырские школы. Школы католических орденов. Одноклассные и двухклассные приходские училища. Развитие женского образования в Беларуси.