Основная
Дополнительная
Основная
ИСТОЧНИКИ
Хрестоматия по истории Древнего Рима /под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. Тема 12.
Практикум по истории древнего мира /под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып. 2. Светоний, Г. Т.Жизнь двенадцати цезарей /Г. Т. Светоний. М., 1990.
ЛИТЕРАТУРА:
История Древнего Рима /под ред. В.И. Кузищина. М, 2001.
История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ /под ред. И.Н. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.
Егоров, А.Б. Рим на грани эпох. /А.Б. Егоров Л., 1985.
Ковалев, СИ. История Рима /СИ. Ковалев. Л., 1986.
Машкин. Н.А. История Древнего Рима /Н.А. Машкин. М., 1950.
Машкин, Н.А. Принципат Августа /Н.А. Машкин. М.-Л., 1949. С. 311-316, 427-457.
Утченко, СЛ. Древний Рим. Люди, события, идеи /С'.Л. Утченко. М„ 1968.
Федорова, Е.В. Императорский Рим в лицах /Е.В. Федорова М., 1979.
Семинар № 18. ТЕМА 7. Римская культура (4 часа)
Методические рекомендации
Данный семинар имеет цель познакомить студентов с возникновением, развитием культуры Древнего Рима. Особое внимание уделяется выявлению особенностей древнеримской культуры и сравнения ее с древнегреческой.
|
|
В ходе подготовки к семинару студент должен не только познакомиться с текстом учебников и дополнительной литературы, а на этой основе подготовить сообщения по вопросам семинара, но и уделить внимание знакомству с иллюстративным материалом.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Особенности римской культуры.
2. Римская мифология и религия.
3. Римская архитектура.
4. Римская скульптура и живопись.
5. Повседневная жизнь Древнего Рима.
ЛИТЕРАТУРА:
История Древнего Рима /под ред. В.И. Кузищина. М, 2001.
История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ /под ред. И.Н. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.
Егоров, А.Б. Рим на грани эпох. /А.Б. Егоров Л., 1985.
Ковалев, СИ. История Рима /СИ. Ковалев. Л., 1986.
Машкин. Н.А. История Древнего Рима /Н.А. Машкин. М., 1950.
1. Суздальский Ю.П. На семи холмах / Ю.П. Суздальский, Б.П. Селецкий, М.Ю. Герман. М., 1965.
2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.
3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.
4. Гайденко П.П. Эволюция понятия «наука»: становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
5. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983.
6. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.
7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие Эллады. М., 1987.
8. Дмитриева Н.А. Античное искусство. М., 1988.
9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
10. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
11. Словарь античности. М., 1989.
12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
13. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.
14. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1996.
|
|
Семинар № 19. ТЕМА 8. Возникновение христианства. (4 часа)
Методические рекомендации
Изучение данной темы целесообразно начинать с рассмотрения общей характеристики культуры Римской империи I - III вв. в контексте возникновения и распространения христианства. Особое внимание следует уделить религиозным культам (определить характерные признаки традиционной римской религии, ее место в обществе, выяснить, какие другие учения были популярны в данный период среди различных слоев римского общества) и основным философским школам (эпикурейство, стоицизм, кинизм,), выяснить их взаимосвязь с ранним христианством.
При характеристике источников следует разделить их на группы и привести по 1-2 примера.
Историю Иудеи нужно рассматривать в контексте ее взаимоотношений с Римом, следует также выделить религиозно-политические «партии» и их основные взгляды. Отдельно изучается движение ессеев на примере Кумранской общины. На основании источников студент должен определить характерные черты организации и идеологии кумранитов, отметить те из них, которые прослеживаются и в раннем христианстве, и попытаться объяснить сходство двух учений.
При изучении пятого вопроса необходимо учитывать, что христианство изначально не было единым учением, нужно рассмотреть главные течения (петризм (иудео-христианство), гностицизм, паулинизм) и выяснить различия в вероучении и культе таких сект, как монтанисты, маркиониты, докеты, донатисты. ариане.
Развитие взаимоотношений христианской церкви и государства следует рассматривать в контексте общей истории Римской империи: выяснить, когда и почему христианство становится объектом политики императоров, разобраться в проблеме гонений (теологический и светский подходы), определить значение Миланского эдикта и религиозной политики Константина в целом, проследить процесс превращения христианства в государственную религию империи и роль в этом Феодосия Великого.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Религиозно-философская ситуация в Римской империи в I - III вв.
2. Источники по истории раннего христианства.
3. Иудея в 1 в. н. э. (история, религиозно-политические течения).
4. Движение ессеев. Кумранская община (организация, вероучение).
5. Учение первых христиан. Течения внутри христианства.
6. Возникновение и становление церковной организации.
7. Взаимоотношения христианской церкви и Римского государства в III - IV вв.
8. Превращение христианства в господствующую религию.