Дополнительная. Хрестоматия по истории Древнего Рима /под ред

Основная

Дополнительная

Основная

ИСТОЧНИКИ

Хрестоматия по истории Древнего Рима /под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. Тема 12.

Практикум по истории древнего мира /под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып. 2. Светоний, Г. Т.Жизнь двенадцати цезарей /Г. Т. Светоний. М., 1990.

ЛИТЕРАТУРА:

История Древнего Рима /под ред. В.И. Кузищина. М, 2001.

История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ /под ред. И.Н. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.

Егоров, А.Б. Рим на грани эпох. /А.Б. Егоров Л., 1985.

Ковалев, СИ. История Рима /СИ. Ковалев. Л., 1986.

Машкин. Н.А. История Древнего Рима /Н.А. Машкин. М., 1950.

Машкин, Н.А. Принципат Августа /Н.А. Машкин. М.-Л., 1949. С. 311-316, 427-457.

Утченко, СЛ. Древний Рим. Люди, события, идеи /С'.Л. Утченко. М„ 1968.

Федорова, Е.В. Императорский Рим в лицах /Е.В. Федорова М., 1979.

Семинар № 18. ТЕМА 7. Римская культура (4 часа)

Методические рекомендации

Данный семинар имеет цель познакомить студентов с возникновением, развитием культуры Древнего Рима. Особое внимание уделяется выявлению особенностей древнеримской культуры и сравнения ее с древнегреческой.

В ходе подготовки к семинару студент должен не только познакомиться с текстом учебников и дополнительной литературы, а на этой основе подготовить сообщения по вопросам семинара, но и уделить внимание знакомству с иллюстративным материалом.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Особенности римской культуры.

2. Римская мифология и религия.

3. Римская архитектура.

4. Римская скульптура и живопись.

5. Повседневная жизнь Древнего Рима.

ЛИТЕРАТУРА:

История Древнего Рима /под ред. В.И. Кузищина. М, 2001.

История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ /под ред. И.Н. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989.

Егоров, А.Б. Рим на грани эпох. /А.Б. Егоров Л., 1985.

Ковалев, СИ. История Рима /СИ. Ковалев. Л., 1986.

Машкин. Н.А. История Древнего Рима /Н.А. Машкин. М., 1950.

1. Суздальский Ю.П. На семи холмах / Ю.П. Суздальский, Б.П. Селецкий, М.Ю. Герман. М., 1965.

2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.

3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия «наука»: становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

5. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983.

6. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.

7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие Эллады. М., 1987.

8. Дмитриева Н.А. Античное искусство. М., 1988.

9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

10. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

11. Словарь античности. М., 1989.

12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

13. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

14. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1996.

Семинар № 19. ТЕМА 8. Возникновение христианства. (4 часа)

Методические рекомендации

Изучение данной темы целесообразно начинать с рассмотрения общей характеристики культуры Римской империи I - III вв. в контексте возникновения и распространения христианства. Особое внимание следует уделить религиозным культам (определить характерные признаки традиционной римской религии, ее место в обществе, выяснить, какие другие учения были популярны в данный период среди различных слоев римского общества) и основным философским школам (эпикурейство, стоицизм, кинизм,), выяснить их взаимосвязь с ранним христианством.

При характеристике источников следует разделить их на группы и привести по 1-2 примера.

Историю Иудеи нужно рассматривать в контексте ее взаимоотношений с Римом, следует также выделить религиозно-политические «партии» и их основные взгляды. Отдельно изучается движение ессеев на примере Кумранской общины. На основании источников студент должен определить характерные черты организации и идеологии кумранитов, отметить те из них, которые прослеживаются и в раннем христианстве, и попытаться объяснить сходство двух учений.

При изучении пятого вопроса необходимо учитывать, что христианство изначально не было единым учением, нужно рассмотреть главные течения (петризм (иудео-христианство), гностицизм, паулинизм) и выяснить различия в вероучении и культе таких сект, как монтанисты, маркиониты, докеты, донатисты. ариане.

Развитие взаимоотношений христианской церкви и государства следует рассматривать в контексте общей истории Римской империи: выяснить, когда и почему христианство становится объектом политики императоров, разобраться в проблеме гонений (теологический и светский подходы), определить значение Миланского эдикта и религиозной политики Константина в целом, проследить процесс превращения христианства в государственную религию империи и роль в этом Феодосия Великого.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Религиозно-философская ситуация в Римской империи в I - III вв.

2. Источники по истории раннего христианства.

3. Иудея в 1 в. н. э. (история, религиозно-политические течения).

4. Движение ессеев. Кумранская община (организация, вероучение).

5. Учение первых христиан. Течения внутри христианства.

6. Возникновение и становление церковной организации.

7. Взаимоотношения христианской церкви и Римского государства в III - IV вв.

8. Превращение христианства в господствующую религию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: