Первобытное искусство. Первобытную культуру можно считать началом начал

Первобытную культуру можно считать началом начал. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром, видимым и невидимым, проявляет себя человек. Называя древнейших обитателей планеты Земля людьми первобытными, мы должны помнить, что они были интуитивно ближе к первозданной мудрости творения, ещё не изречённой в Слове в силу неспособности языка передать её смысл. Культура первобытной эпохи являет себя как внеязыковая и, уж конечно, дописьменная. Стадия эта открывает путь к диалогу между божественным и человеческим, где главной темой звучит тоска по вечности, заставившая человека, ещё не умевшего твёрдо ступать по земле, искать путь к преодолению смерти, несущей разрушение. И путь этот привёл к стремлению сохранить то, что подлежало уничтожению временем, включая и самого человека.

В изучении первобытной культуры значимым источником наших знаний о ней являются материальные предметы и изобразительное искусство. Поэтому художественные памятники будем условно рассматривать как текст,ибо когда молчат создатели произведений, говорят вещи. Человек в творчестве выражал своё отношение к окружающему миру. Искусство проявлялось интуитивно в выражении радости, горя, в просьбе защиты от обуревавшего страха, в таинстве магии, в укрощении злых сил. Искусство – это исповедь неисповедимого; для первобытного человека оно проявлялось в священнодействии. Первобытное искусство – это сакральное знание, взгляд на жизнь, составляющий специфическую область мировоззрения, во многом подсознательную, зашифрованную. Для того чтобы выразить своё отношение к миру, недостаточно было одних предметов повседневного назначения. Люди начинали понимать, что за видимыми явлениями стоит таинственный мир, непостижимый смысл, мир, в котором действуют высшие силы – боги, управляющие всем сущим на земле и на небе.

Постепенно в представлении людей складывалась вера в мир сверхчувственный, невидимо присутствующий в зримо воплощённых вещах. Для передачи этого нужен был своеобразный изобразительный «язык» – сокровенный, доступный не всем, а посвящённым. Среди людей выделяется группа тех, кому был открыт этот язык, передаваемый знаками тайнописи и считавшийся сакральным. Так появились жрецы, маги, возник ритуал служения богам, управляющим стихиями, благосклонно или неблагосклонно относящимся к человеку. Их нужно было задобрить принесением жертв. Всё это способствовало возникновению обрядов и культов. Культ приводил к возвышению и обожествлению вещей и явлений окружающего мира. Чтобы наделить предметы сверхсмыслом, нужно было найти способы выделить их из обилия обыденных вещей. Для этого они особым образом украшались и тем самым становились иными. Так возникли ритуальное оружие, керамические сосуды с росписью, изделия из камня и кости – амулеты с гравировкой или рисунками. Изготовление ритуальных предметов привело к возникновению искусства, но не в нашем понимании, а в сакральном его осмыслении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: