План семинарского занятия

Шаманская космология

Космология – представления об устройстве мира. Шаманская космология – это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени. Просто шаман – «специалист», он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что сам неоднократно побывал в разных мирах.

Важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство, – это Мировое Древо. Многие народы представляют вселенную состоящей из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Сквозь это трёхчастное деление явно проглядывает более древнее – двухчастное: мир небесный и мир подземный. Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Солнце связано с верхним миром, Луна – с нижним. Рыбы – жители нижнего мира, птицы – верхнего. Олень относится к верхнему миру, медведь – к нижнему. Такова же и специализация шаманов. Одни из них общаются с верхним миром, другие – с нижним. У сибирских народов такое различие в ритуальной деятельности обозначалось понятиями «белый» шаман, т. е. связанный с верхним миром, и «чёрный» шаман – специалист по нижнему миру. Представления о нижнем и верхнем мирах в шаманстве вовсе не связаны с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

В представлениях многих народов верхний мир, как правило, многослоен. Например, алтайцы насчитывают до семнадцати его уровней. На разных этажах обитают разные божества. Так же обстоит дело и с подземным миром. Некоторые народы представляют его очень холодным, и это находит отражение в похоронном обряде. Покойника везут к месту захоронения на санях, как бы подготавливая к вечной зиме загробного мира.

Шаманство – это универсальная стадия в развитии религиозных воззрений человечества. Указания на существование шаманства сохранились во многих мифологиях и религиях. Шаманство занимало важное место в культуре якутов, тувинцев, бурят, хакасов, эвенков и ненцев.

Шаманство оказалось способным найти своё место и в современном мире. В США во второй половине XX в. произошёл заметный поворот к культурному наследию североамериканских индейцев и растёт интерес к индейским шаманам. Практикующих шаманов можно встретить во многих странах Азии. У народов России после разрушения коммунистической системы также возрос интерес к шаманству.

1. Шаманство.

2. Роль шамана в мире людей. Его атрибуты.

3. Шаманская космология.

Цитаты…

& Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замёршие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающим огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин. «Пророк»

Подумаем…

1. Чем шаман отличается от других посредников между миром людей и миром духов?

2. Что такое религиозный травестизм?

3. Каково содержание шаманской космологии?

4. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина «Пророк», о чём оно?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: