Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Содержание раздела "Тематическое рисование и иллюстрирование" в V—IX классах так же, как и в I—IV классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Но в V классе учащимся рекомендуется и рисование на исторические темы.
От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
|
|
Изучение новых композиционных закономерностей: учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.
Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.
В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.
По-прежнему большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.
Особое внимание в V—IX классах обращается на художественные достоинства иллюстрируемых произведений или предложенных для рисования тем. Необходимо стремиться к тому, чтобы образы героев, обстановка в рисунках учащихся соответствовали их описанию в литературном произведении. Школьники продолжают знакомство с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, изучают средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуется умение детей узнавать творческий стиль этих художников.(прог 5-9 Кузин)
Примерная схема и содержание уроков рисования на темы
|
|
Обычно урок рисования на тему начинается с объяснения учебного задания, особенностей выполнения рисунка. Учитель подробно сообщает о времени, отводимом на тематическое задание (обычно такой рисунок выполняется в течение одного — трех уроков), материале, в котором следует вести работу (как правило, рисунки на тему выполняются акварельными или гуашевыми красками по предварительно выполненному простым карандашом линейному изображению).
Затем проводится беседа, раскрывающая содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения композиции. Предварительные беседы должны иметь большое воспитательное значение. Во время беседы анализируются материалы, специально подобранные по данной теме учащимися,— репродукции, фотографии, открытки, наброски и этюды, выполненные с натуры. (Такие задания даются школьникам предварительно в конце предыдущего урока изобразительного искусства: сообщается тема следующего урока, дается задание, что учащиеся должны нарисовать, какой материал подобрать.)
На классной доске учитель показывает два-три варианта композиционного решения темы и после объяснения стирает их с доски. Одновременно демонстрируются лучшие рисунки школьников из методического фонда школы, репродукции картин известных художников.
Любой тематический рисунок следует выполнять в определенной последовательности. Примерными этапами работы над тематической композицией могут быть следующие:
1. Выбор конкретного сюжета по заданной теме.
2. Предварительные наблюдения по теме (если это возможно).
3. Оформление зрительного представления о сюжете темы в первом, рабочем (небольшого размера, в одну четвертую часть обычного альбомного листа бумаги) эскизе.
4. Сбор материала для тематического рисунка (наброски и зарисовки, выполняемые как в школе, так и вне ее, если это возможно).
5. Выполнение линейного рисунка.
6. Завершение тематического рисунка в цвете (акварелью или гуашью).
Предложенная схема последовательности выполнения тематического рисунка является примерной и в зависимости от специфики содержания конкретной темы, уровня подготовки школьников, развития их изобразительных способностей может быть изменена. Это может выражаться как в расширении работы по отдельным предварительным этапам выполнения тематической композиции, так и в изменении последовательности этапов работы над рисунком.
Обычно на выполнение тематического задания отводится 2—3 урока. На первом школьники выбирают конкретный сюжет по заданной теме, выполняют рабочий эскиз и линейное построение рисунка темы, делают наброски с натуры. На втором (и третьем) уроке работа над композицией заканчивается красками.
Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель следит за тем, чтобы соблюдалось последовательное выполнение тематического рисунка. Педагог должен строго следить за тем, чтобы каждый школьник переходил к следующему этапу только после того, как учитель посмотрит его рисунок и, убедившись в завершении работы предыдущего этапа, разрешит перейти к новому.
Во время объяснения учебного задания и самостоятельной работы учащихся преподаватель демонстрирует различные наглядные пособия. Особый эффект дают кинофрагменты и диафильмы.
В конце каждого урока обязательно проводится подведение итогов и анализ нескольких рисунков учеников. Иногда после завершения тематического задания рекомендуется проводить коллективные анализы рисунков учащихся. В этом случае сравнение рисунков одних учащихся с рисунками других должно проводиться с исключительным тактом и педагогической осторожностью, чтобы поддержать веру школьников в свои силы, в свои возможности и способности и, наоборот, развить интерес ребенка к рисованию. [12,157]