Уроки рисования на темы

Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литератур­ных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по во­ображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совер­шенствуются и закрепляются навыки грамотного изобра­жения пропорций, конструктивного строения, объема, про­странственного положения, освещенности, цвета предме­тов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Содержание раздела "Тематическое рисование и иллю­стрирование" в V—IX классах так же, как и в I—IV кл­ассах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстри­рование повестей, рассказов, сказок, басен и других лите­ратурных произведений. Но в V классе учащимся рекомен­дуется и рисование на исторические темы.

От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-вырази­тельными средствами свое отношение к нему. Совершен­ствование умений применять эффекты светотени, переда­вать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразитель­ности сюжетного рисунка.

Изучение новых композиционных закономерностей: уча­щиеся знакомятся с особенностями симметричной и асим­метричной композиции и узнают о средствах художествен­ной выразительности, необходимых для передачи состоя­ния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических ком­позициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

По-прежнему большое внимание уделяется развитию во­ображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Особое внимание в V—IX классах обращается на худо­жественные достоинства иллюстрируемых произведений или предложенных для рисования тем. Необходимо стре­миться к тому, чтобы образы героев, обстановка в рисун­ках учащихся соответствовали их описанию в литературном произведении. Школьники продолжают знакомство с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, изучают средства художественной выразительности, которые те ис­пользуют, совершенствуется умение детей узнавать твор­ческий стиль этих художников.(прог 5-9 Кузин)

Примерная схема и содержание уроков рисования на темы

Обычно урок рисования на тему начинается с объяснения учебного задания, особенностей выполнения рисунка. Учитель подробно сообщает о времени, отводимом на тематическое задание (обычно такой рисунок выполняется в течение одного — трех уроков), материале, в котором следует вести работу (как пра­вило, рисунки на тему выполняются акварельными или гуашевыми красками по предварительно выполненному простым каран­дашом линейному изображению).

Затем проводится беседа, раскрывающая содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения компози­ции. Предварительные беседы должны иметь большое воспита­тельное значение. Во время беседы анализируются материалы, специально подобранные по данной теме учащимися,— репродукции, фотографии, открытки, наброски и этюды, выполненные с натуры. (Такие задания дают­ся школьникам предварительно в конце предыдущего урока изоб­разительного искусства: сообщается тема следующего урока, дает­ся задание, что учащиеся должны нарисовать, какой материал подобрать.)

На классной доске учитель показывает два-три варианта компо­зиционного решения темы и после объяснения стирает их с доски. Одновременно демонстрируются лучшие рисунки школьников из методического фонда школы, репродукции картин известных ху­дожников.

Любой тематический рисунок следует выполнять в определен­ной последовательности. Примерными этапами работы над тема­тической композицией могут быть следующие:

1. Выбор конкретного сюжета по заданной теме.

2. Предварительные наблюдения по теме (если это возможно).

3. Оформление зрительного представления о сюжете темы в первом, рабочем (небольшого размера, в одну четвертую часть обычного альбомного листа бумаги) эскизе.

4. Сбор материала для тематического рисунка (наброски и зарисовки, выполняемые как в школе, так и вне ее, если это возможно).

5. Выполнение линейного рисунка.

6. Завершение тематического рисунка в цвете (акварелью или гуашью).

Предложенная схема последовательности выполнения тема­тического рисунка является примерной и в зависимости от спе­цифики содержания конкретной темы, уровня подготовки школь­ников, развития их изобразительных способностей может быть изменена. Это может выражаться как в расширении работы по отдельным предварительным этапам выполнения тематической композиции, так и в изменении последовательности этапов работы над рисунком.

Обычно на выполнение тематического задания отводится 2—3 урока. На первом школьники выбирают конкретный сюжет по заданной теме, выполняют рабочий эскиз и линейное построение рисунка темы, делают наброски с натуры. На втором (и третьем) уроке работа над композицией заканчивается красками.

Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель следит за тем, чтобы соблюдалось последовательное выполнение тематического рисунка. Педагог должен строго следить за тем, чтобы каждый школьник переходил к следующему этапу только после того, как учитель посмотрит его рисунок и, убедив­шись в завершении работы предыдущего этапа, разрешит перейти к новому.

Во время объяснения учебного задания и самостоятельной работы учащихся преподаватель демонстрирует различные нагляд­ные пособия. Особый эффект дают кинофрагменты и диафильмы.

В конце каждого урока обязательно проводится подведение итогов и анализ нескольких рисунков учеников. Иногда после завершения тематического задания рекомендуется проводить коллективные анализы рисунков учащихся. В этом случае сравне­ние рисунков одних учащихся с рисунками других должно проводиться с исключительным тактом и педагогической осторож­ностью, чтобы поддержать веру школьников в свои силы, в свои возможности и способности и, наоборот, развить интерес ребенка к рисованию. [12,157]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: