Лекция №6. DirectX. Основные положения.
DirectX (от direct — прямой, непосредственный) — это набор API, разработанных для решения задач, связанных с программированием под Microsoft Windows. Наиболее широко используется при написании компьютерных игр. Пакет средств разработки DirectX под Microsoft Windows бесплатно доступен на сайте Microsoft. DirectX API обновляется достаточно часто.
Практически все части DirectX API представляют собой наборы COM-совместимых объектов.
В целом, DirectX подразделяется на:
· DirectX Graphics, набор интерфейсов, ранее (до версии 8.0) делившихся на:
o DirectDraw: интерфейс вывода растровой графики (его разработка прекращена).
o Direct3D (D3D): интерфейс вывода трёхмерных примитивов.
· DirectInput: интерфейс, используемый для обработки данных, поступающих с клавиатуры, мыши, джойстика и пр. игровых контроллеров.
· DirectPlay: интерфейс сетевой коммуникации игр.
· DirectSound: интерфейс низкоуровневой работы со звуком (формата Wave).
· DirectMusic: интерфейс воспроизведения музыки в форматах Microsoft.
· DirectShow: интерфейс, используемый для ввода/вывода аудио и/или видео данных.
· DirectX Instruments — технология, позволяющая на основе мультимедийного API DirectX создавать и использовать программные синтезаторы.
· DirectSetup: часть, ответственная за установку DirectX.
· DirectX Media Objects: реализует функциональную поддержку потоковых объектов (например, кодировщики/декодировщики).
· Direct2D: интерфейс вывода двухмерной графики
Версия DirectX | Логотип | Номер версии | Операционная система | Дата релиза | |
DirectX 1.0 | 4.02.0095 | Windows 95a | 30 сентября 1995 | ||
DirectX 2.0 / 2.0a | 4.03.00.1096 | Windows 95 OSR 2 и Windows NT младше 4.0 | 5 июня 1996 | ||
DirectX 3.0 / 3.0a | 4.04.0068 / 69 | Windows 95 OSR 2.5 и Windows NT 4.0 SP3 последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows NT 4.0 | 15 сентября 1996 | ||
DirectX 4.0 | не выпущен | ||||
DirectX 5.0 | 4.05.00.0155 (RC55) | Доступен как бета для Windows NT 4.0 | 16 июля 1997 | ||
DirectX 5.0 | 4.05.01.1721 / 1998 | Windows 98 | 5 мая 1998 | ||
DirectX 6.0 | 4.06.00.0318 (RC3) | Windows 98 SE последняя поддерживаемая версия DirectX Media для Windows NT 4.0 а также он был в Dreamcast | 7 августа 1998 | ||
DirectX 6.1 | 4.06.02.0436 (RC0) | Windows 95/98/98SE | 3 февраля 1999 | ||
DirectX 7.0 | 4.07.00.0700 (RC1) | Windows 2000 и Windows ME | 22 сентября 1999 | ||
DirectX 7.0a | 4.07.00.0716 (RC1) | Windows 95/98/98SE/2000 | |||
DirectX 8.0 | 4.08.00.0400 (RC10) | Windows 95/98/98SE/ME/2000 | 30 сентября 2000 | ||
DirectX 8.0a | 4.08.00.0400 (RC14) | Последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 95 | 7 ноября 2000 | ||
DirectX 8.1 | 4.08.01.0810 4.08.01.0881 (RC7) | Windows XP | 12 ноября 2001 | ||
DirectX 8.1b | 4.08.01.0901 | ||||
DirectX 8.2 | 4.08.02.0134 (4.09.0000.0134) | ||||
DirectX 9.0 | 4.09.0000.0900 | Windows Server 2003 | 24 декабря 2002 | ||
DirectX 9.0a | 4.09.0000.0901 | 26 марта 2003 | |||
DirectX 9.0b | 4.09.0000.0902 (RC2) | 13 августа 2003 | |||
DirectX 9.0c | 4.09.0000.0904 (RC0) | Windows XP SP2 последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 98SE Windows Me и Windows XP | 9 августа 2004 | ||
DirectX 9.0L | 4.09.0000.0905 | Предоставляет дополнительные интерфейсы IDirect3D9Ex и IDirect3DDevice9Ex с функциональностью, доступной лишь через LDDM-драйверы ОС Windows Vista. | |||
DirectX 10 (включен в состав Windows Vista) | 6.0.6000.16386 | Первая версия для Windows Vista. Информация по Direct3D10 | 10 ноября 2006 | ||
DirectX 10.1 (включен в состав Windows Vista SP1) | 6.00.6001.18000 | Windows Vista Service Pack 1,Windows Server 2008 Информация по Direct3D10.1 | 4 февраля 2008 | ||
DirectX 11 (включен в состав Windows 7) | 6.01.7600.16385 | Windows Vista Service Pack 2, Windows 7 Официальный анонс состоялся на Gamefest 2008. Информация по Direct3D11 | 22 июля 2009 | ||
DirectX 11.1 | Windows 8 Developer Preview | 14 сентября 2011 |