Законы РТ

в татарстане основополагающим является Экологический кодекс от 15 ноя 2009 года. По своей структуре состоит из 17 разделов и 173 статей. По своему содержанию является комплексным НПА, регулирующим природоохранные и природоресурсные отношения, а именно, регламентирует охрану окружающей среды в Рт в целом и охрану и использование отдельных природных ресурсов и объектов (например, животного мира, растительного мира и т.п.). с момента вступления в силу Экологического кодекса РТ практически все природоохранные природоресурсные законы в РТ утратили силу.

КоАП РТ от 19 декабря 2006 года. ст.3.1 «уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, занесенных в красную книгу РТ»

земельный кодекс РТ. Устанавливает требования к участникам земельных отношений по охране и рациональному использованию земель.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

право собственности на природные ресурсы является комплексным институтом. С одной стороны ГП определяет понятие, содержание, формы, виды, основания возникновения и прекращения. Экологическое же право устанавливает в рамках природоресурсного законодательства прежде всего особенности реализации гражданско-правовых положений. (ч.3 ст.129 ГКРФ). Право собственности на природные ресурсы так же как и в ГП понимается в 2 аспектах: объективное право собственности на природные ресурсы, субъективное право собственности на природные ресурсы. Под объективным правом собственности на природные ресурсы понимается система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами. Форма проявления это: НПА (ГК, природоресурсные законы). Субъективное право собственности на природные ресурсы — это совокупность правомочий собственника владеть пользоваться и распоряжаться принадлежащих ему природных ресурсов. В основе субъективного права собственности находится воля собственника, которая ограничена природоохранными и природоресурсными требованиями (например, гл.6 Земельного Кодекса предусматривает не только права, но и обязанности для собственников земельных участков. В отношении собственника могут быть применены меры административной и уголовной ответственности, например, за порчу земель). Содержание права собственности это все те же 3 правомочия. 1) владение (фактическое обладание природным ресурсом) 2) пользование (возможность извлечения полезных свойств) 3) распоряжение (возможность определять юридическую судьбу природного ресурса).

Природные ресурсы хотя и являются объектами права собственности, но в имущественных отношениях выступают в 2 качествах, либо как недвижимое имущество, либо как движимое имущество. Перечень природных ресурсов, являющихся недвижимостью установлен ст.130 ГКРФ. Это земельные участки и участки недр. Другие природные ресурсы с 2007 года недвижимостью быть перестали (лесные насаждения и замкнутые водоемы). В рамках движимого имущества можно выделить объекты животного мира, лесные насаждения (например по договору купли продаже), полезные ископаемые, которые находятся в недрах земли. Отличие недвижимого имущества от движимого в рамках природоресурсного законодательства заключается прежде всего в оформлении, а именно для предоставления недвижимости необходима процедура индивидуализации и установления границ этого природного ресурса на местности. В итоге необходима государственная регистрация, например,для индивидуализации земельного участка необходимо процедура межевания этого участка, т.е. Установления границ, необходима процедура кадастрового учета этого земельного участка для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении, площади, кадастровой стоимости и др. данных и государственная регистрация для возникновения права собственности.

Что касается движимого имущества. Как правило на основе разрешительных документов (договора, решения, рецензии) правообладатель при изъятии этого природного ресурса из окружающей среды становится собственником, на основании разрешительных документов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

является основной формой собственности так как в соответствии с действующим законодательством гос собственность установлена и на землю и на воду, леса, объекты животного мира причем на отдельные природные ресурсы и объекты государственная собственность является безальтернативной и исключительной. В соответствии со ст.72 Конституции РФ распоряжение природными ресурсами находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В природоресурсном законодательстве разграничивается компетенция между РФ и ее субъектами. В исключительной федеральной собственности находиться участки недр федерального значения (в соответствии со ст.3.1 закона о недрах); леса, находящиеся на землях лесного фонда (ст.8 ЛК); водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров; объекты животного мира, перечень которых утвержден правительством РФ, например, это редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. В собственности субъектов РФ находятся: леса, произрастающие на землях, находящихся в собственности субъектов РФ; пруды и обводненные карьеры; участки недр, не отнесенные к федеральному перечню; объекты животного мира, не отнесенные правительством РФ. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы исполнительной власти (например,правительство РФ -распоряжается всем федеральным имуществом, федеральное агентство по недропользованию и др.). от имени субъектов РФ права собственника осуществляют региональные органы исполнительной власти например в Татарстане это кабинет министров РТ, Министерство земельных и имущественных отношений а так же Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

действующее законодательство частную собственность определяет как собственность граждан и юридических лиц, в соответствии со ст.9 Конституции в частной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Однако полноценными объектами частной собственности являются только земельные участки. Другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности только при наличии неразрывной связи, а именно это, пруды, обводненные карьеры и леса. (так например в соответствии со ст.8 Водного Кодекса РФ пруды и обводненные карьеры отдельно без земельных участков отчуждению не подлежат; в соответствии со ст.8 ЛК РФ леса на землях лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на леса в пределах земель иных категорий определяется земельным законодательством). Содержанием прав собственников земельных участков определяется ст.260 ГКРФ, а именно, лица, имеющие в собственности земельные участки в праве продавать их, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться иным образом поскольку соответствующие земли не ограничены в обороте. Действующее законодательство устанавливает 2 вида ограничений права частной собственности на земельные участки: общие и специальные. Общие ограничения распространяются на российских граждан и юридических лиц а так же на иностранных юридических лиц и лиц без гражданства. Специальные ограничения касаются только иностранных граждан иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.

ПРАВО СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

направлено на удовлетворение экологических преступлений. Выделяют ряд отличий специального права природопользования от общего: 1.субъектами специального природопользования являются юридические лица и как правило граждане индивидуальные предприниматели; 2.для возникновения спец природопользования необходимы юридические акты в виде решений органов гос власти или МСУ, в виде договоров либо в виде лицензий и разрешений; 3.специальное природопользование носит возмездный характер; 4.при специальном природопользовании требуются выделения индивидуально определенной части природного ресурса (в виде конкретного земельного участка, либо лесного участка, либо в виде горного отвода).

Специальное природопользование предусмотрено соответствующими отраслевыми законодательными актами, которые устанавливают особенности возникновения прав, ограничения использования и основания для прекращения (например,право специального землепользования — самое распространенное, основаниями для возникновения являются решения органа гос власти или МСУ а так же сделки). Устанавливает перечень земельных участков в ст.27 Земельного Кодекса, на которые выше указанные основания не могут распространяться, так как эти земельные участки изъяты из оборота. Так же он предусматривает (ЗК) основания для прекращения право специального землепользования (например, при выплате земельных участков для гос или муниципальных нужд) либо предусматривает прекращение право на земельный участок при несоблюдении законодательства. В соответствии с законом о недрах право недропользования возникает после получения соответствующего разрешения в виде лицензии, без нее использование и эксплуатация участков недр запрещена. Закон о недрах предусматривает в качестве оснований прекращение право специального недропользования: 1.это нарушение условий лицензии; 2.осуществление хозяйственной деятельности способами, создающими угрозу для населения и работников; 3.не внесение платы и т.д.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

под организационным механизмом понимается система управленческих функций которые осуществляются уполномоченными органами в области охраны окружающей среди и природопользования. В соответствии с действующим Экологическим законодательством управленческие функции осуществляются только федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ и органами МСУ. Общественные объединения и субъекты хозяйственной деятельности управленческими функциями не наделены, так как не обладают властными полномочиями. Экологическое управление подразделяется на государственные и муниципальные. В соответствии с ФЗ об охране окружающей среды к функциям органов государственной власти относятся: 1.норматворчество(подзаконное); 2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ; 3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛЬ. 4.экологическое нормирование; 5.гос экологическая экспертиза; 6.плата за негативное воздействие на окружающую среду; 7.образование особо охраняемых природных территорий; 8.право на обращение в суд с требованием об ограничении, прекращении, приостановлении экологически опасной деятельности; 9.предъявление исков о возмещении экологического труда.

К функциям органов МСУ в соответствии с законом об охране окружающей среды: 1.организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 2.утилизация и переработка бытовых отходов; 3.организация мероприятий по охране окружающей среды.

Система гос органов. Начиная с 90-х по 2000года в РФ действовали министерства природных ресурсов РФ, государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральная служба Лесного хозяйства. Указом президента РФ 17 мая 2000 года, гос комитет по охране окружающей среды и федеральная служба лесного хозяйства были упразднены, а их функции были переданы министерству природных ресурсов РФ. Остался одни орган, осуществляющий практически все функции в одном лице, а именно подзаконное норматворчество, оказание гос услуг и выдачи лицензий и т.д. Указом президента №314 от 9 марта 2004 в соответствии с ним произошло разделение и распределение функций между органами исполнительной власти, а именно министерство занимается подзаконными норматворчеством в подчинении у него находятся службы и агентства, службы осуществляют контроль и надзор а агентства занимаются оказанием гос услуг.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет подзаконное норматворчество в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно в отношении охраны и использования лесов, водных объектов, недр, объектов животного мира, особо охраняемых природных территорий а так же осуществляет регулирование экологического мониторинга и государственной экологической экспертизы. С мая 2008 года именуется министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Федеральная служба гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Подчиняется Мин природы РФ. Осуществляется мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, государственный учет поверхностных водных объектов. Формирует единых государственный фонд данных о состоянии окружающей среды. Федеральная служба по надзору и природопользованию.

ФЕДеральная служба по природному надзору подчиняется министерству природных ресурсов и экологии РФ. В рамках своих полномочий осуществляет контроль и надзор в отношении всех природных ресурсов и объектов (животного мира, лесов, водных объектов, недр). Так же осуществляет контроль и надзор в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения (заповедников и национальных парков); осуществляет ведение красной книги РФ; проводит государственную экологическую экспертизу.

Фед служба по экологическому технологическому и атомному надзору. Образована в мае 2004 года указом президента №649. в настоящее время подчиняется правительству РФ. В рамках своих полномочий ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, снимает плату за негативное воздействие на окр среду, ведет государственный кадастр расходов.

Фед агентство водных ресурсов. Подчиняется мин природы РФ, образовано в 2004 году указом президента №314 от 9 марта. В рамках своих полномочий осуществляет управление и распоряжение поверхностными водными объектами (принимает решение о водопользовании,заключает договоры на водопользование,регистрирует договоры водопользования, осуществляет прекращение права водопользования).

Фед агентство по недропользованию. Подчиняется мин природных ресурсов и экологии РФ, образовано в 2004 году указом президента от 9 марта №314. В РАМКАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЯЕТ И РАСПОРЯЖАЕТСЯ недрами (проводит торги на право пользования недрами, принимает решения о предоставлении участков недр, оформляет и регистрирует лицензии на недропользование, ведет кадастр месторождения полезных ископаемых).

Фед агентство лесного хозяйства. Образовано указом президента №314 от 9 марта 2004 года. В настоящее время подчиняется непосредственно правительству РФ. В рамках своих полномочий осуществляет мониторинг лесов, противопожарный контроль, рассматривает материалы о переводе лесных земель в состав земель других категорий. Занимается отнесением лесов по видам (защитным, эксплуатационным, резервным).

Система органов в РТ по охране окружающей среды.

Министерство экологии и природных ресурсов РТ. Является комплексным природоресурсным и природоохранным республиканским органом. Деятельность представлена посредством 8 территориальных управлений. В рамках своих полномочий осуществляет охрану и контроль за использование в отношении объектов животного мира. В отношении водных объектов, в отношении недр, в отношении атмосферного воздуха. Осуществляет контроль за организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий регионального значения. Осуществляет ведение красной книги РТ.

министерство лесного хозяйства РТ. В РФ в 2007 году начался процесс делегирования полномочий по управлению и распоряжению фед лесным фондом от РФ,ее субъектам. В Рт создается мин лесного хозяйства РТ, которое свою деятельность осуществляет через лесничество, которых создано порядком 30. в рамках своих полномочий осуществляет государственный лесной контроль, кадастровый учет лесных участков, проводит мониторинг лесов, осуществляет управление и распоряжение не только лесами, находящимися в собственности РТ, а так же в отношении Фед лесов находящихся на территории РТ, а именно заключает договоры аренды лесных участков, договор купли-продажи лесных насаждений и принимает решение о праве постоянного бессрочного пользования.

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

«ОВОС»

под оценкой воздействия на окр среду понимается определение возможных неблагоприятных последствий, реализации намечаемой хозяйственной деятельности с учетом экологических последствий и общественного мнения. Субъектами ОВОС являются заказчик и исполнитель. Ими могут быть как юридические лица, так и граждане но как правило индивидуальные предприниматели.

Заказчик это хозяйствующий субъект, предполагающий осуществлять деятельность, связанную с воздействием на окр среду. Должен подготовить первичную документацию в виде материалов по ОВОС для их предоставлении в последующем на гос экологическую экспертизу.

Исполнитель это лицо уполномоченное заказчиком осуществлять подготовку материалов по ОВОС'у. Министерство экологии РТ осуществляет подготовку материалов по оценке воздействия на окр среду. ОВОС проводит в составе мин экологии РТ управление гос экологической экспертизы и нормирование воздействия на окр среду.

Объекты ОВОС.

До 2000 года действовало положение об ОВОС, утвержденное приказом мин природы РФ от 18 июля 1994 года и предусматривало 33 вида и объекта хоз деятельности в отношении которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Утверждается новое положение в 2000. согласно данному положению ОВОС проводится только в отношении объектов гос экологической экспертизы.

Порядок проведения ОВОС. Между заказчиком и исполнителем заключается договор, который по своей сути носит подрядный характер - носит возмездный характер (цена определяется по смете, согласованной сторонами). Результат имеется в виде материалов (комплектов документа) по оценке воздействия на окр среду. Сам порядок проведения состоит из 4 этапов: 1)предварительный этап. В рамках него определяется перечень вопросов предполагаемых на исследование, информируется общественность по намечанию деятельности, составляется техническое задание на ОВОС; 2) на основе технического задания проводится исследование по оценке воздействия на окр среду и составляется предварительный вариант (проект) материалов по ОВОС; 3)общественность знакомится с предварительном проектном варианте по ОВОС; 4)составление окончательного варианта материалов по ОВОС, который в последующем будет представлен на экологическую экспертизу.

Понятие, порядок проведения и виды экологической экспертизы.

Понимается установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Бывает 2 видов: государственная и общественная. ФЗ об экологической экспертизе основные положения посвящает государственной экологической экспертизе, а именно объектам (фед и региональным) порядку проведения и требованиям к экспертному заключению.

Общественная экологическая экспертиза урегулирована достаточно слабо законом и большинство положений и требований к общественной экологической экспертизе носит оценочный характер (например, по объектам; по юридической силе общественного заключения и др.)

государственная экологическая экспертиза. Бывает 2 видов: федеральная и региональная. На федеральном уровне гос экологическую экспертизу проводит фед. служба по надзору в сфере природопользования. На региональном уровне это органы гос власти субъектов РФ, занимающихся охраной окр среды, например, в Татарстане это министерство экологии и природных ресурсов РТ.

Объекты гос экспертизы федерального уровня: 1)проекты нормативно технической документации и фед целевых программ которые утверждаются фед органами исполнительной власти. 2)проекты соглашений о разделе продукции и материалов обоснования лицензий реализация которых может оказать негативное воздействие на окр среду. 3) проекты строительства, реконструкции, ремонта объектов на землях особо охраняемых природных территорий фед значения.

Объекты регионального значения. Абсолютно те же объекты, но проекты которые утверждаются региональными органами власти и деятельность предполагается осуществлять на особо охраняемых территориях регионального значения.

Порядок проведения экспертизы:

  1. начинается после сдачи всех необходимых документов (заявка, материалы по оценке воздействия на окружающую среду) и полной оплаты
  2. законом об экологической экспертизе установлено 2 срока проведения экспертизе. Общий срок для всех не более 6 месяцев и специальный — 3 месяца если это касается особо охраняемых природных территорий.
  3. Экологическая экспертиза непосредственно проводит экспортные комиссии, работающая в структуре фед и региональных органах исполнительной власти.

По результатам работы комиссии разрабатывается заключение, оно может быть как положительным так и отрицательным. Положительное является обязательным условием финансирования и организации объекта экспертизы. Отрицательное заключение — полный запрет на реализацию объектов экспертизы.

  1. Заключение направляется заказчику и по общему правилу может быть обжаловано в судебном порядке

общественная экологическая экспертиза. Проводится общественными организациями в уставе которых закреплен такой вид деятельности как охрана окружающей среды в том числе применение общественной экспертизы. Каких-либо разрешений не требуется. Она может проводиться в отношении тех же объектов по которым проводится государственная экспертиза. Порядок проведения: 1. общественная организация должна подать заявление в орган местного самоуправления о проведении общественной экспертизы; 2. орган местного самоуправления в течении 7 дней обязан либо зарегистрировать эту заявку либо отказать в регистрации заявления. Отказ в регистрации является основанием для запрета на проведение общественной экспертизы. Исчерпывающий перечень для отказа предусмотрен ст.24 ФЗ об экологической экспертизе. В частности если общественная экспертиза была проведена уже дважды в отношении заявленного объекта либо устав гос общественной организации не соответствует закону. 3.общественная экологическая экспертиза может проводиться либо до государственной либо одновременно с ней. Общественное заключение должно быть представлено на утверждение либо федерального либо регионального органа исполнительной власти, уполномоченным проводить эту экспертизу.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТРОНИГ

под экологическим контролем понимается деятельность направленная на предотвращение выявления и пресечения нарушений природоохранного и природоресурсного законодательства. Виды. ФЗ об охране окружающей среды. В зависимости от субъекта выделяют 3 вида контроля: 1)государственный; 2)производственный№ 3)общественный экологический контроль. До 2008 года в законе выделялся и муниципальный экологический контроль, который был исключен в июле 2008. осуществляется субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. основания цель производства экологического контроля это предупреждение и предотвращение экологических правонарушений. Как правило в рамках структурной организаций выделяется либо структурное подразделение либо должностное лицо, отвечающее за выполнение природоохранных требований. Деятельность данных лиц регулируется локальными НА.

Положения о структурном подразделении, должностные инструкции и трудовой договор. Общественный экологический контроль проводится общественными объединениями в соответствии с их уставами. Полномочия общественных организаций предусмотрены в ст.12 ФЗ об охране окр среды. Одним из самостоятельных полномочий является предъявление в суд исковых заявлений о возмещении вреда. Другие полномочия в области охраны окр среды привязаны к органам гос власти и органам местного самоуправления, то есть общественные организации при обнаружении экологического правонарушения могут только сообщить о нем в компетентные органы.

Государственный экологический контроль.

Осуществляется фед и региональными органами исполнительной власти. К фед относятся 1) федеральная служба по надзору в сфере природопользования (росприродадзор) - это комплексный орган исполнительной власти осуществляющий экологический контроль практически в отношении всех природных ресурсов и объектов (атмосферного воздуха,водных объектов, недр,объектов животного мира и др.); 2) федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ростехнадзор). В области охраны окружающей среды осуществляет контроль за ядерной и радиационной безопасностью, так же за обращением с радиактивными отходами, за безопасным ведением работ связанными с ними. Кроме органов экологического контроля, выделяются органы государственного земельного контроля,осущеСтвляющие свои полномочия в обл охраны и использования земель. Кроме росприроднадзора к ним относятся: нарному и фитосанитарному надзору служба гос регистрации кадастровой картографии и фед служба по вете. Осуществляет контороль в отношении земель сельхоз назначения, фед служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль в отношении земель лесного,водного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. В отношении всех оставшихся категорий земель экологический контроль осуществляет рос реестр. Региональный экологический контроль осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. В РТ можно выделить 3 органа исполнительной власти: 1)министерство экологии и природных ресурсов Рт; 2) экологическая полиция; 3)министерство лесного хозяйства РТ.

Министерство экологии и природных ресурсов РТ — осуществляет контроль в отношении водных объектов, атмосферного воздуха в отношении обращения отходов, объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий регионального значения. Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окр среды МВД РТ (создано 16 марта 2002г. Приказом МВД РТ). Осуществляет контроль за соблюдением санитарно гигиенических норм, за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных и водных объектов, а так же контроль за соблюдением сроков и качества восстановления почв после завершения земляных работ.

Министерство лесного хозяйства РТ. Осуществляет гос лесной контроль, в том числе за соблюдением правил пожарной безопасности.

Порядок гос экологического контроля.

Админ. законодательство в соответствии с РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. н

а фед уровне это КоАП РФ 30 дек 2001г, на региональном уровне — законы субъектов. В татарстане действует КоАП РТ от 19 дек 2006г. Фед кодекс предусматривае 40 административных экологических правонарушений. В частности КоАП рф предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, за нарушения законодательства олб экологической экспертизе, за порчу земель, за использование земель не по целевому назначению, за нарушение правил охраны водных объектов, атмосферного воздуха, лесов и т. д.

Татарстанский кодекс предусматривает только 1 административное экологическое правонарушение ст.3.1 Коап Рт уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. За совершение админ экологических правонарушений предусмотрены след наказания: предупреждение, админ штраф и конфискация орудия совершения административного правонарушения. Особенностью админ ответственности явля-я то, что назначение админ наказания юридическому лицу не освобождает от админ ответственности за данное правонарушение виновное физ лицо. Рассматривают органы гос экологического контроля.

Порядок привлечение к админ ответственности. При выявлении признаков админ экологического правонарушения (которые отражаются в акте). Составляется протокол, Выносятся определения о времени и месте рассмотрения административных материалов. В назначенный день админ комиссия рассматривает материалы о привлечении лица к ответственности при наличии полного состава правонарушения выносит постановление о привлечении к админ ответственности. Вместе с постановлением выносится предписание об устранении экологического правонарушения с указанием срока. Если лицо не согласно с привлечением к ответственности то вправе обжаловать его в судебном порядке в течении 10 дней.

Гражданско-правовая ответственность.

Экологическое законодательство в частности ФЗ об охране окружающей среды гражданско правовую ответственность опрежделяет как возмещение вреда, причиненного окружающей среде а так же здоровью и имуществу граждан. Общие положениия о возмещении вреда предусмотрены ст.15 ГК а особенности возмещения вреда причиненного окр среде предусмотрены в ст.ст.77 и 78 ФЗ об охране окружающей среды. Особенности возмещения экологического вреда. Экологический вред возмещается по утвержденным методикам и таксам возмешения экологического вреда. В настоящее время методики и таксы исчисления размеров вреда утверждаются министерством природных ресурсов и экологии РФ (ранее эти методики утверждались гос комитетом по охране окр среды). Существуют еще и методики в отношении исчисления размеров вреда к почвам, водным объектам, объектам животного мира, в отношении подземных водных объектов и др. методики утверждаются по различным природным компонентам и видам загрязнения. Если методики и таксы отсутствуют, то экологический вред определяется исходя из фактического ущерба с учетом убытков и упущенных выгод.

Порядок проведения граждан-правовой ответственности:

определяется размер экологического вреда органов гос экологического контроля (гос инспектор либо комиссия росприроднадзора, либо мин экологии РТ). В результате составляется акт о размере причиненного вреда;

в адрес правонарушителя направляется претензия к которой прилагаются документы (расчет суммы вреда, копия админ протокола и др док подтверждающих факт правонарушения). Если в течение месяца со дня направления претензии претензионная сумма возмещения экологического вреда не была уплачена. Направляет исковое заявление о взыскании суммы экологического вреда в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

При рассмотрении искового заявления вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды своими силами и за счет своих средств. При удовлетворении исковых требований вступившее в силу законное решение суда передается судебным приставам для возбуждения исполнительного производства. Судебный пристав устанавливает для должника (ответчика) срок для добровольного погашения суммы долга. После истечения срока и погашения суммы долга судебный пристав осуществляет принудительное взыскание указанной суммы. особеностью гжданск-правовой ответственности явля-я ее применение независимо от привлечения лица к админ либо уголовной ответственности. Причем в соответствии со ст.78 фз об охране окр среды срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде составляет 20 лет.

Уголовная ответственность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: