Вопросы. 1. Понятие, отличительные признаки некоммерческих организаций

1.Понятие, отличительные признаки некоммерческих организаций

2.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

ИСТОЧНИКИ: См. методические указания по теме: «Юридические лица»

1. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Понятие предложено ст. 50 ГК РФ – это организации, которые, во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, во-вторых, ограничены в возможностях осуществления предпринимательской деятельности («служит достижению цели и соответствует этим целям»), в-третьих, ограничены в направлении полученной прибыли (на цели, без права распределения ее между участниками). Это основные, конститутивные признаки.

Дополнительные, характеризующие отличие от коммерческих организаций признаки:

А) Организационно – правовые формы – п. 3 ст. 50 ГК - в формах, предусмотренных ГК, и других, предусмотренных законом.

Б) Специальная правоспособность – ст. 49 ГК, могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Толкование «цели» предложено в п.18 Постановления Пленума ВС и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. через категорию видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Практические последствия: а) цели и виды деятельности необходимо указывать в учредительных документах (п.2 ст. 52); б) систематическое осуществление общественными, религиозными организациями, фондами деятельности, противоречащей их уставным целям, является основанием принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК РФ); в) сделки, которые они при этом совершают, являются недействительными (ст. 168 ГК РФ).

В) Особенности организационного устройства: 1)организации могут быть и корпоративными и некорпоративными; участники (учредители) разнообразные требования к ним для разных видов некоммерческих организаций (граждане, возраст, количество, юридические лица); 2)учредительные документы: чаще всего устав; в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида; 3)особенности регистрации – для некоторых некоммерческих организации создан двухступенчатый порядок государственной регистрации: Минюст принимает решение, а Минналог регистрирует.

Г) Особенности имущественного положения: 1)как правило, некоммерческие организации – собственники (исключение – учреждения); 2)в законе нет минимальных требований к величине уставного фонда. Проблему создает существование до сих пор неотмененного Указа Президента от 8 июля 1994 г. «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, который распространяется на все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе и некоммерческие. В нем требуется 100-кратный размер; 3)нет банкротства (кроме фондов и кооперативов); 4)нет имущественных прав у учредителей (участников), кроме кооперативов, учреждений, некоммерческих партнерств и некоторых других; 5)судьба имущества при ликвидации – на цели, предусмотренные в уставе, на благотворительность или в доход государства.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ.

Предусмотрены в ГК и только особенности, отличия от других некоммерческих организаций.

Потребительские кооперативы. Зак-во: ст. 116 ГК, нет ФЗ о потребительских кооперативах, есть ФЗ об их отдельных разновидностях (потребительских обществах и их союзах, о сольскохозяйственных потребительских кооперативах, о дачных, садоводческих и огороднических, о кредитных).

Отличия:

- по цели создания: для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива (пайщиков). В зависимости от вида этих потребностей выделяют кооперативы: а) по удовлетворению потребностей в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (ЖСК, ГСК и др.); б) потребностей в торговых и бытовых услугах по месту проживания, для закупки сельскохозяйственной продукции (потребительские общества); в) по обслуживанию потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей (сбыт, переработке и т.д.); г) для освоения садовых, дачных участков; иные;

- по организационному устройству: корпоративная организация, члены – граждане с 16 лет и ЮЛ; устав; различные требования к минимальному числу членов (садовод – не менее 3 человек, с/х – не менее 2 ЮЛ или 5 граждан, потребит об-ва – не менее 5 граждан или 3 юрид. лиц.;

- по имущественному положению: а) кооператив является собственником имущества, но члены кооператива обладают обязательственными правами на его имущества, в которых есть следующие правомочия: на участие в распределении прибыли (п.5 ст. 116 ГК РФ); на ликвидационную квоту; б) члены кооператива несут субсидиарную ответственность по долгам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Общественные и религиозные организации (объединения). Зак-во ст. 117 ГК, ФЗ о некоммерческих организациях и множество ФЗ об отдельных видах ОО.

Отличительные особенности:

- цели создания: удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан (реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных, религиозных, благотворительных, интересов и др.).

-

ТЕМА: УЧАСТИЕ РФ, СУБЪЕКТОВ РФ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКИХ ПАВООТНОШЕНИЯХ

ВОПРОСЫ:

1. Общие положения о гражданской правосубъектности государственно-публичных образований.

2. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

ИСТОЧНИКИ:

Конституция

ГК РФ (Гл. 5)

Закон РФ от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с изм. и доп.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.// СЗ РФ, 1998. № 31.

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»// СА. 1994. № 8.

Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав// Вестник ВАС, 1998, № 10. (п.3-5).

Берг О. Субъекты муниуипального и гражданского права// Законность. 2001. № 2. С. 38-41.

Звеков В. Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством// Хозяйство и право. 1998. № 5. С. 13-19.

Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности РФ, ее субъектов и муниципальных образований// Журнал российского права. 1999. № 10. С. 74-84.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПУБЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Государственно-публичные образования – естественные субъекты публичных отношений (отношений власти и подчинения), они формируют право. Одновременно они признаны и в качестве участников гражданских (частных) отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Ст. 2 ГК указывает их в качестве третьего вида участников, а Гл. 5 – обозначает их как субъектов гражданского права, т. е. лиц. Т.О. в гражданском праве России государственно-публичные образования признаны особым видом участников гражданских ПО.

Законодатель учитывает особенности их правового положения, двойственность. С одной стороны законодатель лишает в рамках гражданских правоотношений этих участников властных начал: п.1 ст. 124 ГК – они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и ЮЛ. И между собой – тоже. Вертикаль власти здесь не реализуется, поэтому отношения соподчинения не возникают. Они получают равную защиту (ст. 212 ГК).

Равные начала, равная защита не означает совпадения правового положения, правосубъектности государственно-публичных образований с и иных лиц. Эти различия предопределены основной целью участия их в гражданских отношениях – у них нет своего, частного интереса. Они участвуют в гражданских отношениях в интересах общей пользы, общественных нужд, общих потребностей населения, нации: обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, реализация общественных потребностей в социальных благах, обеспечении нужд обороны и т.п. Поэтому существуют особенности правосубъектности государства.

Во-первых, предусмотрены особые, не свойственные иным субъектам правовые возможности (правоспособность): могут приобретать имущество по особым основаниям, недоступным другим; иметь в своей собственности имущество, изъятое из оборота т.д.

Во-вторых, особенные правила ответственности (ст. 126) – отвечает казной, «каждый за себя», ограничено имущество, на которое может быть обращено взыскание, бюджетное законодательство определяет порядок обращения взыскания (статья расходов в бюджете).

В-третьих, ограничен круг возможных правоотношений, в которых участвуют РФ и др., исходя из специальной правоспособности, из целей участия в гражданских ПО: отношения собственности, договорные отношения (для удовлетворения госнужд).

В-четвертых, возложены особые обязанности – отвечать за вред, причиненный органами и должностными лицами. Ответственность казны.

За пределами особенностей к этим участника законодатель предлагает применять нормы, определяющие участие юридических лиц)п.2 ст. 124 ГК РФ).

2. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ.

Действуют через свои органы, которые выступают от имени РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (как органов, а не как ЮЛ) (ст. 125 ГК)

РФ: Правительство, особый орган по управлению имуществом РФ (Министерство имущественных отношений РФ), Российский фонд имущества, иные федеральные органы исполнительной власти.

Субъекты РФ и муниципальные образования – аналогичная система.

ТЕМА: ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды объектов

2. Вещи и их классификация

3. Ценные бумаги: понятие, виды

4. Гражданско-правовая защиты нематериальных благ. Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации

ИСТОЧНИКИ: См. методуказан.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Вопрос об объекте гражданских правоотношений относится к числу традиционно спорных, как и многие другие вопросы теории правоотношения. Обычно сторонники разных точек зрения для определения понятия «объект» используют философское его определение как то, на что данное явление (правоотношение) оказывает или может оказать влияние, предмет воздействия. Одинаковые посылки не препятствуют различным выводам относительно того, на что же воздействует участник (субъект) гражданского правоотношения. Основные теории:

А) «Теория вещей» (Агарков, Халфина) – предметы материального мира, материальные субстанции, существующие вне субъекта.

Б) «Теория блага» (Голунский, Строгович, Пиголкин и др.) – материального или нематериального по поводу которого правоотношение устанавливается.

В) «Поведенческая теория» – (Иоффе), исходящая из представление многозначности объекта (юридический, волевой, материальный). Юридические – поведение, на которое может притязать управомоченный. Благо – это материальный объект, с которым связано поведение.

Каждая из них имеет свои недостатки. «Теория вещей» порождает проблему безобъектных правоотношений. «Теорию блага» упрекают в том, что в качестве объектов здесь представлены блага, на которые субъективные права и обязанности не способны воздействовать. «Поведенческая теория» не устраивает из-за того, что объектом объявляется по-сути сам человек (поведение нельзя от него отделить), и потом, какое поведение (должное, реальное).

Это вызывает все новые попытки предложить иные теории, вплоть до отрицания самой категории объекта правоотношения. В числе таких новых теория - «теория правового режима», которую разделяют в том числе и авторы учебника под ред. Е.А.Суханова (автор главы – Евгений Алексеевич Суханов). Смысл ее заключается в том, чтобы отказаться от использования понятийного аппарата, не свойственного праву. Для объекта права основной его характеристикой является правовая, определение его положения в сфере действия права. Объектом правоотношения по мнению сторонников этой теории является не вещь и не поведение, а правовое значение (правовая характеристика) вещи, поведения и иных благ, иными словами их правовой режим который определяют как «меру активности» (Алексеев), меру возможностей, которыми располагает субъект-носитель режима в отношениях с прочими лицами по поводу соответствующего блага. Такое понимание объекта представляется весьма усложненным и нетрадиционным, в силу чего Суханов делает оговорку о том, что числу объектов можно при некотором упрощении отнести материальные и нематериальные блага, либо деятельность по их созданию, в связи с которыми возникают гражданские права и обязанности субъектов. Такое понимание не расходится с тем, что было предложено и самим законодателем в ст. 128 «Виды объектов гражданский прав», которая не определяя понятие объекта, дает их перечень, ряд, позволяющий судить и о понятии: «вещи, иное имущество, работы и услуги…».

Виды объектов: материальные и нематериальные блага, действия правовой режим которых имеет отличия (различия в правах, обязанностях, дозволениях, запретах).

- Материальные блага: Вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество. Легального понятия вещи нет. Принято считать, что она обладает свойствами объективности и телесности: «телесные предметы, окружающие человека» (Эннекцерус), «предметы чувственного восприятия, а не продукт умозрения и представления, имеют телесное существование» (Гамбаров), материальные объекты внешнего мира, существующие вне человека. Кроме вещей отношения возникают по поводу иных имущественных прав и обязанностей (иного имущества, активов и пассивов).

- Нематериальные блага: ст. 150, 8 ГК РФ, в том числе и информация

- Действия: Работа – деятельность по изготовлению, переработке, обработке вещи или иная, связанная с материальных результатом (овеществленным результатом), который может быть передан из рук в руки (ст.703 ГК). Услуги – действия или деятельность (ст. 779 ГК РФ).

Основным объектом являются вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: