Тема 8. Социальный контроль и социальное управление
Литература
Основная:
1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
3. Смелзер Н. Социология. М., 1984.
4. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
5. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.
6. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.
7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.
8. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.
Дополнительная:
1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
2. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
3. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.
4. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.
5. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. № 1.
С. 35-57.
6. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. Мн., 2000.
7. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.
1. Элементы социального контроля.
|
|
2. Классификация социальных норм. Социальные санкции.
3. Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь.
Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно копчено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.
Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.
Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.
Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
Он включает два главных элемента — нормы и санкции.
Нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.
|
|
ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — ценностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее название «ценности».
Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.
социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Социальный контроль выполняет функцию милиционера па улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше правится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, по социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Эта — задача других общественных учреждений.
Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.