Первоначально в рамках Европейских сообществ функционировал лишь одни Суд Европейских сообществ, который решал все виды споров, возникающих при функционировании Европейских сообществ.
В связи с большим количеством дел в 1988 году Совет принял решение о создании Суда первой инстанции. В соответствии с договором в Ницце 2001 года Совету было предоставлено право учреждать специальные специализированные суды для рассмотрения отдельных категорий дел. Первым специализированным судом в 2004 году стал суд для рассмотрения трудовых споров служащих ЕС.
Таким образом, в настоящее время судебная система ЕС состоит из трех звеньев:
· Суд ЕС;
· общий суд — ранее суд первой инстанции;
· специализированные суды.
До 01.12.2009 существовал Суд Европейских сообществ, и только далее он стал называться Судом ЕС. В Суд ЕС и общий суд входят по одному судье от каждого из государств-участников. Они назначаются на срок в 6 лет решение Совета.
Основными задачами Суда ЕС (в узком смысле слова) являются:
|
|
· толкование учредительных договоров ЕС;
· отстранение от должности высших должностных лиц ЕС, включая членов Комиссии ЕС;
· рассмотрение апелляционных жалоб на решения общего суда;
· рассмотрение жалоб на невыполнение государствами-участниками своих обязательств по учредительным договорам — такие жалобы могут подать как Комиссия ЕС, так и другие государства-участники. Если Суд ЕС, рассмотрев жалобу, признает ее обоснованной, соответствующее государство обязано исправить допущенное нарушение. Если государство этого не сделает, Комиссия ЕС вправе повторно обратиться в Суд ЕС с просьбой о наложении денежного штрафа на государство-нарушителя.
Полномочия Суда ЕС не распространяется на вторую опору, на вопросы внешней политики, а потому само по себе название данного органа может ввести в заблуждение.
В Счетную палату входят по одному представителю от каждого из государств-участников. Они назначаются Советом на 6 лет с правом повторного назначения.
Основной задаче Счетной палаты является осуществление аудиторских проверок всех доходов и расходов ЕС, а также всех органов и институтов, созданных им. Проверка должна осуществляться до закрытия счетов соответствующего финансового года. По итогам проверки счетная палата публикует свой отчет. Счетная палата лишь единожды вышла на политическую сцену, обнаружив крупную недостачу в 1999 году (Комиссия ЕС подала в отставку).
Институт омбудсмана был создан в 1992 году в соответствии с Маастрихтским договором. Омбудсман назначается Европейским Парламентом и остается в своей должности в течение всего срока полномочий Европейского Парламента.
|
|
Европейский Парламент определяет порядок деятельности Омбудсмана по согласованию с Комиссией ЕС и Советом. Основной задачей Омбудсмана является независимый контроль за деятельностью управленческих органов ЕС.
Любой гражданин ЕС, а также любое зарегистрированное на территории ЕС юридическое лицо вправе обратиться к Омбудсману с жалобой на неэффективную работу всех органов ЕС, за исключением Суда ЕС. На основании этой жалобы Омбудсман проводит независимую проверку, об итогах которой он сообщает всем заинтересованным лицам, а также Европейскому Парламенту. Кроме того, Омбудсман публикует ежегодный отчет о своей работе.
Соответственно, перевод «Омбудсмана» как уполномоченного по правам человека введет в заблуждение, поскольку Омбудсман не занимается всем спектром прав и свобод человека, но лишь контролирует управленческие органы ЕС, которые крайне редко могут нарушить права граждан ЕС.