V V V
Лит-ра
Гегель
Определение Аристотеля.
Подражать действительности можно 3-мя способами
1) рассказывая не то, что в душе, а то, что во вне, подражая природе, создавая природу, как Гомер. Реальность как реально существующая картина действительности, описанная в ее чертах. Отношение к миру как к реально существующему миру можно воспроизвести в искусстве. Даже сам человек описывается объективно, будто со стороны. Объективность в объективности. (Эпос)
2)подражающий остается собой, не изменяя своего лица. Рассказ о самом себе, не развернутое повествование (снимок собственной души). Субъективность. Субъективность внутри мира, внутри самого себя. Спонтанное выражение того, что существует в душе. Лирическое состояние подчиняет себе объективность. Мир существует до тех пор, пока мы наблюдаем его через свой внутренний мир. То, что внутри, отделено от действительности. (Лирика)
3)все изображаемые лица действующие и деятельные. Все в словах и действиях действующих лиц (Николай Алексеевич извинился за тавтологию). Только ремарки напоминают об авторе. Объективное раскрытие + внутренняя жизнь индивида. То есть сочетание 1) + 2) Две стороны действительности объединяются. Душа, чувства, субъективная реакция на мир человека, воспроизводимая в его речах соединяется с объективностью происходящего.
|
|
1) Тезис. Выдвижение 1 главного тезиса, начала в развитии к совершенству, после этого развитие происходит внутри мира человека, общественной жизни, наступает реакция всего мира и появляется
2) Антитеза, которая вступает в конфликт с тезисом. Тезис не отменяется, но конфликт тезиса и антитезы ведет к новому становлению теорий, отношений.
3)Переход в новую стадию, стадию синтеза. Св-ва тезиса и антитезы получают новое существование, объединяются, создавая новое.
Это универсальный процесс.
В литературе эта теория нашла отражение в вопросе о родах.
Тезис = эпос
Лирика = антитеза
Драма = Синтез
Для Гегеля драма - главный род литературы. (Для нас далеко не главный, мы воспринимаем ее как разновидность эпической части)
Соответствие между родами и жанрами - спорный вопрос.
Классическая система деления:
| | |
1)Эпопея 1)Ода 1)Драма
2)Эпическая поэма 2)Элегия 2)Комедия
(по размеру до 3)Эпиграмма 3)Трагедия
эпопеи не дорастает) 4)Послание
3)Роман 5)Песня
4)Повесть
5)Рассказ
6)Басня
7)Баллада
Писатель, когда садиться сочинять, не задумывается, к какому из родов попадет замысливаемое им, лишь смутные ожидания. А жанр он выбирает сразу. Неосознанность 1-ого и осознанность 2-ого выбора дают возможность расторгнуть классическую систему литературы и говорить о том, что не все жанры соответствуют родам.
|
|
Сонет - стих-ие из 14 строк. Писался во многих странах мира. Жанр лит-ры, имеющий устойчивые формы каноны. По внутреннему содержанию может быть описательным - эпическим, может отражать душу автора и быть лирическим. Так 1 жанр может колебаться между 2-мя родами литературы. Так же и роман (эпос) в стихах (лирика). (Пушкин о «Евгении Онегине»: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!»)
Лиро-эпическое произведение. Но если отказаться от классического деления, придется создавать расширение соединений, разрушая созданную Аристотелем систему.
Жанр - архаика, способная обновляться, память литературного развития, представитель творческой памяти в процессе литературного развития.
Конкретные основания для подобного утверждения, приведенные Н.А. Богомоловым:
Каждое новое произведение связано с традицией истории литературы явственно и откровенно. Если изобретается что-то новое, оно воспринимается на фоне старого и не уничтожает его. Каждое новое произведение подключается к исторической памяти.
Кол-во жанров велико.