Под средствами обучения (дидактическими средствами) понимаются источники и носители учебной информации, а также приспособления, облегчающие ее передачу учащимся

Средства обучения.

Методы обучения реализуются с помощью определенных средств.

Средства обучения, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Классификация средств обучения. Средства обучения подразделяются на средства преподавания (для учителя) и средства учения (для учащихся). Первые представляют собой предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей образования. Вторые — это необходимые орудия учебного труда учащихся, например, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности.

Кроме того, средства обучения можно разделить на следующие группы: 1) учебная и учебно-методическая литература; 2) наглядные пособия; 3) натуральные объекты; 4) лабораторное оборудование; 5) технические средства обучения (ТСО); 6) кабинетные системы.

1. Понятие учебной и учебно-методической литературы включает в себя учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия для учителей, словари, справочники, энциклопедии, атласы, рабочие тетради для учащихся на печатной основе и др.

2. Наглядные пособия бывают:

а) статические (неподвижные) средства наглядности – плакаты, картины, опорные конспекты, географические карты, макеты, муляжи и др.;

б) динамические (подвижные) средства наглядности – это, прежде всего, действующие модели (например, двигателя внутреннего сгорания).

3.Натуральные объекты –гербарии, зоологические коллекции, коллекции минералов, заспиртованные биопрепараты, а также живые растения (в горшках или на ботаническом участке) и животные, обитающие в школьном зооуголке.

4. Лабораторное оборудование – приборы, инструменты, установки для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, микроскопы, пинцеты, штативы, спиртовки, химические реактивы, телескоп и т. п.).

5. Технические средства обучения(ТСО):

а) аудиовизуальные устройства (магнитофон, видеомагнитофон, кинопроектор, графопроектор и др.);

б) обучающие машины на базе ЭВМ (персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Компьютер как средство обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяс­нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умения и навыков. При этом он выполняет следующие дидактические функции:

1.Функция квазипреподавателя (т. е. устройства, частично заменяющего учителя). В качестве квазипреподавателя, компьютер выступает как:

а) носитель информации (частично или полностью заменяющий учебник);

б) тренажер, позволяющий отрабатывать различные навыки;

в) контролирующее устройство.

2. Функция рабочего инструмента. В этом качестве компьютер выступает как:

а) средство подготовки текстовых и других электронных документов, их редактирования и хранения;

б) вычислительная машина больших возможностей;

в) визуализатор (т. е. средство динамической наглядности качественно нового уровня, чем кино или видео, что связано с возможностями современных средств мультимедиа);

г) провайдер (т. е. устройство, дающее доступ к удаленным ресурсам посредством подключения к сети Интернет и локальным сетям);

д) средство коммуникации с широкой аудиторией (посредством тех же компьютерных сетей).

Благодаря современным информационным технологиям значительно расширяются возможности кабинетных систем: учебный кабинет превращается в интерактивный образовательный центр.

Компьютер освобождает учителя и ученика от рутинных видов деятельности, связанных с изложением учебного материала, отработкой навыков, проверкой тестов.

1. Кабинетные системы. Кабинетная система организации учебных занятий осуществляется в специально оборудованных школьных помещениях (классах, аудиториях). Кабинетная система повышает эффектность учебно-воспитательного процесса, поскольку при ней создаются реальные возможности систематически применять технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядное пособие, облегчая учебный труд учащихся, экономно используя учебное время. Кабинеты постоянно пополняются учебными пособиями, изготовляемыми учащимися под руководством учителя, что отвечает задаче развития творческого усвоения и применения знаний, умений и навыков.

Учебные кабинеты создаются по всем школьным предметам. Одновременно создаются учебные лаборатории, учебные мастерские, учебные спортивные залы и спортивные площадки, учебные классы музыки, учебные изостудии, школьные географические площадки и т. д.

Выбор средств обучения. Выбор средств обучения зависит от учебного предмета, целей обучения, прогарммных требований, избранного метода или совокупности методов обучения, материально-технической оснащенности школы.

Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами. И наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько различных дидактических средств.

В заключение отметим, что успех обучения не достигается каким-то одним методом или средством: требуется их комплексное применение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте классификацию методов обучения по источнику знаний. Чем различаются методы: рассказ, объяснение и школьная лекция? иллюстрация и демонстрация? лабораторные и практические работы?

2. Раскройте классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

3. Каковы критерии выбора методов обучения учителем? Приведите примеры для каждого критерия.

4. Каковы современные тенденции развития методов обучения?

5. Достоинства компьютера как средства обучения общеизвестны: он выступает в роли носителя информации, тренажерного и контролирующего устройства, вычислительной машины, визуализатора, провайдера, средства коммуникации и др. Благодаря современным информационным технологиям учебный кабинет превращается в интерактивный образовательный центр. Научно-технический прогресс сулит образованию новые возможности, такие как использование в учебных целях эффекта голографии или погружение школьника в виртуальную реальность.

Почему же педагоги, психологи, медики, философы бьют тревогу? Выскажите свое мнение о перспективах компьютеризации образования и общества в целом.

6. Могут ли современные ТСО, при условии их дальнейшего совершенствования, заменить учителя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: