Методический аспект описания языка
Чисто лингвистический подход при выявлении языковых (материальных) и лингвистических (идеальных) основ изучения функционирования преподаваемого языка в определеннойязыковой и речевой среде учащихся и обучения ему недостаточен.
В онтологии методики как науки выделяются две категории ее содержания.
К первой категории можно отнести следующие элементы:
– языковые явления изучаемого языка, с которыми учащиеся встречаются впервые на данном этапе обучения;
– языковой материал, предназначенный для развития у учащихся способности сопоставлять языковые явления родного и изучаемого языков в процессе обучения;
– взаимосвязи явлений языка, служащие материалом для работы по развитию устной и письменной речи и т.д.
Ко второй категории можно отнести следующие элементы:
– умения и навыки слушания, говорения, чтения и письма;
– лингвострановедческое содержание текстов, в рамках которых формируются лингвистические знания, речевые умения и навыки.
|
|
– умения и навыки самостоятельного изучения, использования учебника, учебных пособий, ТСО и т.д.
Эти (и подобные) элементы содержания обучения и методики как науки представляют собой собственно методическую категорию содержания обучения, подразумевающую развитие у учащихся речевых способностей на родном, неродном или иностранном языках и имеют непосредственное отношение к дидактическому содержанию и цели учебного процесса.
В области изучения русского (иностранного) языка существенно важным является исследование природы
данного языка по отношению к природе родного языка учащихся. Только познав эту природу изучаемого языка по отношению к природе родного языка, мы можем перейти к следующему этапу – к его адаптации, отбору экстралингвистических средств и методики обучения и т.д.
В педагогической психологии важное место принадлежит взаимосвязи восприятия и понимания речи. В соответствии с основными положениями современной педагогической психологии о совершенствовании языка учебников, особое значение может иметь математический аппарат теории, при помощи которого определяется соотношение структур микроязыка учебника и методики обучения.
Восприятие включает в себя распознавание звуковых особенностей речи, речевых звуков, речевой интонации, понимание значения слов и синтагм. Все это является предпосылкой восприятия и понимания связной речи.
Возможность и необходимость минимизации языковой семиотической системы, предназначенной для обучения, основываются на наличии избыточной информации о языке как глобальной системе и в устной речи. Многие средства коммуникации, характерные для разговорной речи, оказываются также избыточными в речи дидактической. Поэтому одной из задач лингводидактических исследований является определение произносительного, лексического и грамматического минимумов для различных уровней владения языком, на основе сопоставления микросистем каждого из изучаемого и родного языков, отражающих в себе все основные особенности их микросистем.
|
|