Принятие решений
Принятие решений является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Принимая решение человек, определяет наилучший или приемлемый способ достижений цели (целей). Для руководителя принятие решений является частью их функций и должностных обязанностей. Методы выработки, принятия и реализации управленческих решений необходимый и достаточно значимый элемент множества компетенций менеджера СКД.
Задачи, решаемые субъектами хозяйствования, отличаются:
-Своей многоплановостью;
-Необходимостью учета большого числа взаимосвязей, которые трудно выявить и оценить количественно;
-Наличием человеческого фактора, который плохо поддается измерению и прогнозированию;
-Невозможностью проведения экспериментов по проверке возможностей практической реализации и эффективности альтернативных способов разрешения проблемной ситуации;
-Ограниченные сроки выработки и выработки, принятия и реализации управленческих решений
По этим и другим причинам при принятии управленческих решений достаточно часто ограничиваются субъективным мнением руководителя, основанного на его личном опыте, без использования каких-либо научных методов. Необходимо руководствоваться не только интуицией, но и различными методами оценки и выработки альтернатив.
Проблема – это отклонение от нормы и это предоставляющаяся новая (неучтенная) возможность. Любая проблема может иметь несколько способов решения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения.
Управленческое решение – это протекающий во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.
Управленческое решение |
Процесс |
Волевой акт Волевой акт |
Мыслительный процесс |
Средство достижения цели |
Классификация управленческих решений проводится по различным критериям:
1. По содержанию: социальные, экономические, организационные, технические, технологические
2. по важности и длительности действия:стратегические (длительные), тактические (не более года), оперативные.
3. по степени охвата объекта управления: общие, частные, локальные
4. по степени определенности используемой информации: решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях стохастической определенности (информация дана в вероятностных показателях), в условиях неопределенности (информация противоречива)
5. по степени уникальности: рутинные (принимаемые руководителем автоматически, ежедневно), периодические (с определённой частотой), уникальные (впервые в практике руководителя)
6. по степени проявления творчества: нетворческие или запрограммированные (известен алгоритм решения), творческие незапрограммированные (не структурируемая ситуация)
7. по степени сложности: простые (по одному критерию оценки и выбора), сложные
8. по виду лица, принимающего решение: индивидуальные (единолично руководителем), коллегиальные (напр., совет директоров), коллективные.
Коллегиальны и коллективные решения называют еще групповыми.