Рынок инноваций

Рынок инноваций, являясь связующим звеном всех элементов инновационной системы, способствует росту производительности, качественно изменяет структуру спроса и предложения, стимулируя экономический рост страны. В зависимости от характера обмена инновационным продуктом обменные операции могут быть коммерческого и некоммерческого вида. Некоммерческий обмен предполагает свободное распространение знаний научно-технического, информационного, рекламного и иного характера, используемых для обмена опытом, обучения, информирования и др.

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

§ он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

§ он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

§ он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов

§ он является не локализованным рынком по отношению ктерритории.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Неопределенность заключается в отсутствии информации.

Инновации как специфический товар требуют особой формы обмена, в процессе которого происходит сопоставление инновационных возможностей и потребностей потенциальных пользователей инновационного продукта. К специфическим характеристикам инновационного продукта следует отнести следующие:

- новизна;

- уникальность;

- низкая степень осязаемости – от момента зарождения идеи до момента использования инновационных продуктов в практической деятельности затруднительно в полном объеме ощутить те качества и выгоды, которые в них заложены, что приводит к появлению следующей специфической характеристики:

- сложность оценки привлекательности и потенциальной эффективности реализуемых инновационных продуктов;

- высокая степень риска в процессе создания, распространения и непосредственного внедрения в производство инновационного продукта;

- во многих случаях инновационный продукт (например, лицензии, товарные знаки) как товар обладает способностью к неограниченному обмену и мультипликации доходов от его реализации;

- адресный характер проданного инновационного продукта, в результате чего устанавливаются особые отношения между продавцом и покупателем, вплоть до совместного коммерческого использования результатов.

Субъектами рынка инноваций выступают создатели (разработчики) инновационного продукта или посредники, функционирующие на рынке инноваций, выступающие продавцами инновационной продукции; покупатели (потребители) инновационной продукции.

Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

§ в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);

§ в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

§ в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: