Рынок инноваций, являясь связующим звеном всех элементов инновационной системы, способствует росту производительности, качественно изменяет структуру спроса и предложения, стимулируя экономический рост страны. В зависимости от характера обмена инновационным продуктом обменные операции могут быть коммерческого и некоммерческого вида. Некоммерческий обмен предполагает свободное распространение знаний научно-технического, информационного, рекламного и иного характера, используемых для обмена опытом, обучения, информирования и др.
Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:
§ он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
§ он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
§ он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов
§ он является не локализованным рынком по отношению ктерритории.
|
|
Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.
Неопределенность заключается в отсутствии информации.
Инновации как специфический товар требуют особой формы обмена, в процессе которого происходит сопоставление инновационных возможностей и потребностей потенциальных пользователей инновационного продукта. К специфическим характеристикам инновационного продукта следует отнести следующие:
- новизна;
- уникальность;
- низкая степень осязаемости – от момента зарождения идеи до момента использования инновационных продуктов в практической деятельности затруднительно в полном объеме ощутить те качества и выгоды, которые в них заложены, что приводит к появлению следующей специфической характеристики:
- сложность оценки привлекательности и потенциальной эффективности реализуемых инновационных продуктов;
- высокая степень риска в процессе создания, распространения и непосредственного внедрения в производство инновационного продукта;
- во многих случаях инновационный продукт (например, лицензии, товарные знаки) как товар обладает способностью к неограниченному обмену и мультипликации доходов от его реализации;
- адресный характер проданного инновационного продукта, в результате чего устанавливаются особые отношения между продавцом и покупателем, вплоть до совместного коммерческого использования результатов.
|
|
Субъектами рынка инноваций выступают создатели (разработчики) инновационного продукта или посредники, функционирующие на рынке инноваций, выступающие продавцами инновационной продукции; покупатели (потребители) инновационной продукции.
Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:
§ в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);
§ в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
§ в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления.