Учитель как субъект педагогического труда

---------------- Личность учителя ---------------.

▼ ▼

Учитель как субъект Учитель как субъект

педагогической < ---------------------► педагогического

деятельности общения

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мыш­ление, педагогическая интуиция, педагогическая импровиза­ция, педагогическая наблюдательность, педагогический опти­мизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

В разрабатываемой в настоящее время (Л.М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы «деятельность — общение — личность» выделяются пять профессионально зна­чимых качеств, выявляющих две группы педагогических спо­собностей (по Н.В. Кузьминой).

Проектировочно-гности- ческие способности Рефлексивно-перцептивные способности
Педагогическое целеполагание Педагогическое мышление Педагогическая рефлексия Педагогический такт Педагогическая направленность
         

В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятиде­сяти личностных свойств учителя (как профессионально значи­мых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Приведем список этих свойств, по Л.М. Митиной: вежливость, вдум­чивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, вни­мательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинирован­ность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, от­зывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмот­рительность, принципиальность, самостоятельность, самокритич­ность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление ксамосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологиче­ский портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцеви­ной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и твор­ческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для со­здания хорошего ученического коллектива.

Способность делать учебный материал доступным учащимся испособность связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дидактическую группу способностей, соотносимых с более общей способностью «передачи знаний вкраткой и интересной форме». Понимание учителем ученика, интерес кдетям, творчество в работе, наблюдательность по отно­шению к детям — это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно-гностическими способностями человека. Педа­гогически волевое влияние на детей, педагогическая требова­тельность, педагогический такт, способность организовать дет­ский коллектив — это, говоря современным языком, интерак­тивно-коммуникативные способности. Очень важная, четвертая группа способностей была выделена Ф.Н. Гоноболиным, в кото­рую вошли способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который идал им соответству­ющие общие определения.

1. Дидактические способности —способности передавать уча­щимся учебный материал, делая его доступным для детей, пре­подносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самосто­ятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструи­ровать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным. Профес­сиональное мастерство включает способность не просто доходчи­во преподносить знания, популярно и понятно излагать матери­ал, но и способность организовать самостоятельную работу уча­щихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направ­лять ее в нужную сторону.

2. Академические способности — способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литера­туре и т. д.). Способный учитель знает предмет не только в объе­ме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владе­ет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая на­блюдательность, связанная с тонким пониманием личности уча­щегося и его временных психических состояний. Способный учи­тель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внут­реннем состоянии ученика.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выра­жать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней си­лой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он гово­рит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способно­сти организовать ученический коллектив, сплотить его, вооду­шевить на решение важных задач и, во-вторых, способности пра­вильно организовать свою собственную работу. Организация соб­ственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывает­ся своеобразное чувство времени — умение правильно распреде­лять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности — способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, автори­тет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личност­ных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (реши­тельности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и вос­питание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности — способности к обще­нию с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зре­ния, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способ­ности) — это специальная способность, выражающаяся в пред­видении последствий своих действий, в воспитательном проек­тировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнози­ровать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно меж­ду несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно сле­дит за содержанием и формой изложения материала, за развер­тыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время дер­жит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на при­знаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собствен­ным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: